Знаковое экологическое событие произошло на черноморском побережье Краснодарского края. После девяти месяцев интенсивных работ водолазы полностью завершили сбор осевшего мазута с морского дна в прибрежной зоне Анапы и Темрюкского района. Операция по ликвидации последствий экологической катастрофы, вызванной крушением танкеров в Керченском проливе, перешла в завершающую стадию.
Финальный этап подводных работ проводился с 10 по 17 сентября 2025 года, когда специалисты у причала в поселке Джемете подняли на берег последние 443 мешка с нефтепродуктами. Это стало символическим завершением одного из самых сложных этапов ликвидации последствий разлива мазута, который произошел в декабре 2024 года.
За весь период водолазы совершили 21,5 тысяч погружений и собрали почти 22,5 тысяч мешков с мазутом общим весом более 2 тысяч тонн.
Масштаб операции и география работ
Очистка морского дна проводилась на 19 отдельных участках, расстояние между крайними точками которых составляло почти 14 километров. Работы велись на протяженной прибрежной полосе, охватывающей акватории Анапы, поселка Джемете, села Витязево, а также поселков Веселовка, Волна и Артющенко в Темрюкском районе.
Подводный мониторинг предварительно выявил значительные скопления осевшего мазута на расстоянии 50-200 метров от берега. Именно в этих районах сосредоточили основные усилия спасатели, чтобы предотвратить возможный выброс нефтепродуктов на побережье и минимизировать долгосрочное воздействие на морскую экосистему.
Технологии и методы подводной очистки
Специалисты применяли два основных метода сбора нефтепродуктов. Первый предполагал ручной труд с использованием лопат, когда водолазы в сложных условиях физически собирали мазут со дна моря. Второй метод был механизированным — с помощью специальных эжекторных установок, которые позволяли эффективно откачивать нефтесодержащие отложения.
В операции были задействованы сотрудники МЧС России, аварийно-спасательного отряда «Кубань-СПАС» и Морской спасательной службы. Их совместные усилия позволили в относительно короткие сроки справиться с последствиями крупной экологической катастрофы.
Источник экологической катастрофы
Крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» произошло 15 декабря 2024 года в Керченском проливе в условиях штормовой погоды. Судна получили серьезные повреждения и затонули, что привело к разливу мазута в акватории Черного моря. В результате чрезвычайного происшествия погиб вахтенный матрос с танкера «Волгонефть-212», а другие члены экипажа с различными травмами были доставлены в медицинские учреждения.
По данным Минтранса РФ, танкеры перевозили около 9,2 тысяч тонн мазута, из которых в Черное море попало около 2,4 тысяч тонн нефтепродуктов. Это вызвало масштабное загрязнение акватории и побережья, что потребовало введения режима чрезвычайной ситуации на Кубани, в Крыму и Севастополе.
Экономические последствия и компенсации
Суд обязал владельцев танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» выплатить компенсации в размере 49,46 миллиарда и 35,48 миллиарда рублей соответственно. Эти средства должны быть направлены на возмещение ущерба, причиненного экологической катастрофой.
Власти Анапы также подали отдельный иск в Арбитражный суд Краснодарского края против владельцев затонувших танкеров, потребовав 211 миллионов рублей за ущерб, причиненный городу разливом нефти. Ранее независимые эксперты оценили ущерб только от загрязнения моря более чем в 33 миллиарда рублей.
Текущая ситуация и дальнейшие работы
Несмотря на завершение работ в районе Анапы и Темрюкского района, сбор нефтепродуктов в других частях Керченского пролива продолжается. Как отмечают в МЧС России, полностью ликвидировать последствия разлива мазута предстоит еще не скоро.
В начале сентября 2025 года в Темрюкском районе были обнаружены новые выбросы фрагментов нефтепродуктов протяженностью 3 километра вдоль береговой линии. Это свидетельствует о том, что процесс полного восстановления экосистемы займет значительное время.
Экологический мониторинг и контроль
В конце августа 2025 года глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что в воде Черного моря отклонений от норм не выявлено. Это свидетельствует о положительной динамике восстановления морской среды после экологической катастрофы.
Однако экологи продолжают внимательно следить за ситуацией, поскольку полное восстановление морской экосистемы после таких масштабных загрязнений обычно занимает годы. Особое внимание уделяется мониторингу состояния морских организмов и прибрежных биоценозов.
В Итоге: завершения работ
Завершение сбора мазута с морского дна у берегов Анапы представляет собой важную веху в ликвидации последствий экологической катастрофы в Керченском проливе. Это результат колоссальной работы сотен специалистов, которые на протяжении девяти месяцев трудились над восстановлением экологического баланса черноморского побережья.
Однако полностью говорить о полной победе над последствиями разлива мазута пока преждевременно. Работы в других районах продолжаются, а экологический мониторинг будет проводиться еще длительное время. История этой катастрофы еще раз подчеркнула хрупкость морских экосистем и необходимость строжайшего соблюдения мер безопасности при транспортировке нефтепродуктов.