Компании США не могут покупать совершать сделки с акциями ВЭБа и Газпромбанка, выпущенными после 16 июля 2014 года, включая депозитарные расписки, однако ограничение не распространяется на Роснефть и НОВАТЭК. Что касается облигаций, то американцы не могут участвовать в размещениях облигаций перечисленных компаний. Впрочем, американские банки могут продолжать оказывать корреспондентские и клиринговые услуги российским компаниям, а также торговать производными финансовыми инструментами (фьючерсы, опционы, кредитно-дефолтные свопы), в основе которых лежат ценные бумаги компаний из «секторального» списка.
Одновременно был расширен персональный список санкций. В новом «раунде» санкций в него внесены имена вице-спикера Госдумы Сергея Неверова, помощника президента России Игоря Щеголева, министра по делам Крыма Олега Савельева, начальника одного из отделов ФСБ Сергея Беседы, а также премьер-министра ДНР Александра Бородая.
В «глобальном плане» санкции введены и против Донецкой и Луганской народных республик.
В число компаний, занимающихся вооружением и попавших под новые санкции, вошли, Алмаз-Антей, НПО Базальт, Концерн Созвездие, ВПК НПО Машиностроение, концерн Калашников, КБП, Радиоэлектронные технологии и Уралвагонзавод. Любые активы перечисленных юридических лиц, которые находятся в пределах юрисдикции США, должны быть заморожены, а граждане Америки не имеют права ни в какой форме сотрудничать с данными компаниями.
Сегодняшние сильные и тщательно разработанные меры… были приняты, чтобы увеличить давление на российское правительство, чтобы положить конец его дестабилизирующим действиям на Украине при минимизации затрат для мировой экономики. Мы и впредь станем координировать их с нашими международными партнерами и остаемся в непоколебимой уверенности, что Украины должен принимать свои собственные решения о будущем своей страны, а долгосрочная стабильность Украины важна для Европы, для России, и для Соединенных Штатов. Даже сейчас, когда мы продолжаем работать с нашими партнерами в целях деэскалации ситуации, мы по-прежнему полностью готовы продолжить усиливать финансово-экономическое давление на Россию, если она не прекратит свое провокационное поведение, – говорится на сайте Казначейства США.
Во время объявления о новых санкциях российский президент как раз отвечал на вопросы журналистов по итогам визитов на Кубу, в Никарагуа, Аргентину и Бразилию. Неудивительно, что первый вопрос касался введения новых санкций. «Да что Вы?» – сказал президент. «Надо посмотреть, что это за санкции, надо с этим разобраться, без суеты, спокойно. Но вообще-то я бы хотел сказать, что те, кто планирует внешнеполитические акции в Штатах, к сожалению (это не наблюдение какого-то последнего времени, а, скажем, за последние 10–15 лет), ведут достаточно агрессивную внешнюю политику и, на мой взгляд, весьма непрофессиональную, потому что за что ни возьмутся, там везде проблемы», – указал он.
«Что же касается различных санкционных мер, то я уже говорил, они, как правило, имеют эффект бумеранга, и, без всяких сомнений, в данном случае загоняют российско-американские отношения в тупик, наносят им очень серьёзный урон. И я убеждён, что это идёт во вред национальным долгосрочным стратегическим интересам американского государства, американского народа», – добавил российский президент.
Пострадать от происходящего действительно могут не только русские компании. В первую очередь, запрет для американских компаний взаимодействовать с российскими будет вести к снижению конкурентоспособности американских компаний, так как в мире, где есть ограничения, они не смогут выбирать более выгодные проекты по более привлекательной цене, отмечает руководитель аналитического департамента ИК Golden Hills-КапиталЪ АМ Наталья Самойлова.
Тут стоит напомнить, к примеру, об уже понесенных потерях международных платежных систем - Visa и MasterCard. Во-первых, была ускорена работа по созданию национальной платежной системы, что снижает потенциальное поле для развития двух гигантов на российских просторах. Во-вторых, были введены ограничения в виде обеспечительных взносов таких размеров, которые могут поставить вопрос о прибыльности дальнейшего функционирования Visa и MasterCard на нашей территории.
Новые санкции, безусловно, будут более болезненными для российской экономики, чем меры, объявленные весной, считает Кира Юхтенко, ведущий аналитик брокерской компании FBS. США и ЕС перекрывают российским банкам доступ к финансированию, что поставит под угрозу реализацию многих крупных сделок. Попавшие в список компании будут вынуждены кредитоваться в Китае, что для многих из них невыгодно.
Однако ограничения по-прежнему носят точечный характер и не нацелены на полное блокирование отраслей российской экономики, чем ранее угрожал Вашингтон. США пытаются повлиять политику и экономку России, при этом ограничив негативные последствия для себя.
В то же время, по-настоящему крупные проекты приостановлены не будут. Например, американская Exxon Mobil продолжит сотрудничество с попавшей под санкции Роснефтью по шельфовым проектам в Карском море. Россия справится с новыми ограничениями, но рост экономики, безусловно, еще больше замедлится, полагает Кира Юхтенко. По нашим оценкам, по итогам этих мер российский ВВП может потерять порядка 10-15 млрд долларов. И без того слабая инвестиционная привлекательность страны ухудшится, ускорится отток капитала, упадет доверие потребителей и сократится внутренний спрос. Российский рубль продолжит падение, а инфляция пойдет наверх.
Пусть санкции носят секторальный характер, на это можно было бы не обращать особенного внимания, но антироссийские меры теперь делают невозможными займы крупных отечественных компаний в долларах, указывает аналитик МФЦ Анна Линевская. Это в большей степени касается эмитентов формата ВЭБа, Газпромбанка. И здесь эффективно должен сыграть Центробанк, чтобы снять среднесрочные риски, связанные с отсутствием подобного доступа к западным средствам. «Пока сложно сказать, насколько весомым будет ущерб от такой заградительной меры - если ЦБ предложит доступ к заемным средствам в нужных объемах, сопоставимых с западными, или российские компании найдут альтернативу в Азии, - никаких существенных последствий не будет. Следующие санкции могут носить более глобальный характер и накрывать весь сектор ТЭКа или банков», – говорит эксперт.
Между тем, канцлер Германии Ангела Меркель также заявила, что ЕС продумывает новые санкции в отношении России. О них может стать известно уже в самое ближайшее время.
Впрочем, по мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, ЕС поддержит грозную риторику США, но в отношении реальных шагов будет вести себя гораздо осмотрительнее и разумнее. Просто потому, что от разрыва экономических связей с Россией страны ЕС пострадают значительно больше. В основном, санкции могут коснуться финансового сектора и сотрудничества в сфере ВПК. Также под угрозой могут оказаться российские капиталы за рубежом. «Но мне кажется в целом ситуация будет похожа на историю с созданием национальной платежной системой: это в конечном итоге больше навредит западным партнерам, чем нам. У России в связи с санкциями возникнет реальный шанс провести деофшоризацию экономики и оздоровить политическую систему», – заключает Дмитрий Адамидов.
Так или иначе, но санкции уже начали оказывать давление на настроения инвесторов в России. Торги на рынке акций сегодня начались снижением ведущих фондовых индексов. С самого утра индекс ММВБ опустился на 2,48% - до 1438,14 пункта. В свою очередь, индекс РТС опустился до 1305,13 пункта, что на 3,36% ниже уровня закрытия предыдущего торгового дня.