С 1 марта 2026 года стоимость авиаперелетов в России увеличится для каждого пассажира. Министерство транспорта РФ ввело новый инфраструктурный сбор в размере 150 рублей, который будет действовать в течение шести лет — до 1 марта 2032 года. Это решение стало частью масштабной программы модернизации аэропортовой инфраструктуры по всей стране.
Собранные средства направят в специальный фонд реконструкции и развития аэродромов. Согласно утвержденным правилам, плательщиками сбора официально являются авиаперевозчики, но фактически эта сумма будет включена в стоимость авиабилетов. Проект реализуется в рамках поручения президента Владимира Путина модернизировать в ближайшие 6 лет не менее 75 аэропортов, 29 из которых расположены на Дальнем Востоке.
Как будет работать новый механизм финансирования
Минтранс разработал детальные правила применения инфраструктурного сбора. Аэропорты будут объединены в специализированные группы, а собранные средства каждой группы сохранят на целевом банковском счете . Эти деньги предназначены исключительно для развития и улучшения инфраструктуры аэропортов, входящих в конкретную группу .
Оператором системы выступит ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», подведомственное Росавиации. Сбор будет взиматься с авиакомпаний по результатам календарного месяца в расчете за каждую взлётно-посадочную операцию.
По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, окончательная сумма сбора для каждого аэропорта будет рассчитываться по специальной формуле, учитывающей текущее состояние инфраструктуры и объем необходимых работ.
Средства, собранные в одном аэропорту, можно будет использовать в другой воздушной гавани.
Такой подход позволит эффективнее планировать работы и сосредоточиться на самых проблемных участках аэродромной сети России.
Влияние на стоимость авиабилетов
Эксперты отрасли отмечают, что увеличение стоимости авиабилетов на 150 рублей будет незначительным для большинства пассажиров. Как пояснил эксперт в области транспорта, авиации и туризма Максим Федосов, пассажиры «в любом случае оплачивают тариф авиакомпании и стоимость аэропортовых сборов» .
Для сравнения: 150 рублей — это меньше, чем плата за возможность выбрать место в салоне или провезти с собой дополнительное место багажа . По мнению Виктории Ериной, генерального директора туристической компании «Вик-Тур», гораздо большее влияние на кошелек пассажира оказывает динамика цен на керосин и валютные колебания .
Однако для некоторых категорий пассажиров это увеличение может быть ощутимым. Профессор Российского университета транспорта Надежда Капустина отметила, что удорожание будет особенно заметно на внутренних рейсах, где базовая стоимость билетов относительно невысока.
«Дополнительные 150 рублей к билету стоимостью 3-6 тыс. рублей при условии покупки билетов на семью из 4-6 человек создают определённую нагрузку на семейный бюджет, особенно при путешествии многодетных семей», — заявила профессор.
Перспективы развития аэропортовой инфраструктуры
Введение сбора позволит ускорить реализацию масштабной программы модернизации аэропортов, объявленной президентом Владимиром Путиным в прошлом году . Согласно поставленным задачам, в течение шести лет планируется обновить не менее 75 аэропортов.
В 2025 году работы начнутся в Чебоксарах, Тиличиках, Барнауле, Ленске и Липецке . По словам специалистов, привлечение дополнительного финансирования за счет пассажиров сделает процесс модернизации авиационной инфраструктуры более стабильным и предсказуемым.
Как отмечает Роман Гусаров, сеть аэродромов России развивается с учетом доковидных прогнозов, по которым пассажиропоток должен был составлять около 150 миллионов человек в год, но сейчас он составляет 105 миллионов пассажиров . Из этого следует, что инфраструктура пока не требует экстренного развития и не перегружена.
Мнения экспертов о нововведении
Экспертное сообщество в целом положительно оценивает введение сбора, хотя и отмечает некоторые особенности его реализации. Виктория Ерина из «Вик-Тур» подчеркивает, что данный сбор является не налогом на бизнес авиакомпаний, а целевым взносом с пассажира.
«Аэродромная инфраструктура — это общий ресурс, которым пользуются все пассажиры вне зависимости от того, летают они лоукостером или флагманским перевозчиком. Чем больше пассажиров провозит авиакомпания — тем больше ее пассажиры суммарно пользуются взлётно-посадочными полосами, перронами и терминалами».
Профессор Надежда Капустина обратила внимание на то, что авиакомпании с высокой загрузкой рейсов будут нести большее финансовое бремя, чем перевозчики с меньшим пассажиропотоком. Альтернативным решением, по ее мнению, могло бы стать распределение нагрузки пропорционально количеству взлётно-посадочных операций или валовым доходам авиакомпаний.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов предупредил о возможном снижении пассажиропотока, если сбор внесут в стоимость билетов.
Это решение надо обсуждать федеральным органам, чтобы не нанести ущерб тем категориям пассажиров, у которых лишних денег нет.
В то же время Кристина Палий, руководитель образовательной программы «Менеджмент» Президентской академии в Петербурге, считает введение целевого сбора экономически обоснованной мерой.
В России с 1 марта подорожают авиабилеты
Введение инфраструктурного сбора в размере 150 рублей с каждого авиапассажира с 1 марта 2026 года станет дополнительным источником финансирования масштабной программы модернизации аэропортов России. По оценкам экспертов, это увеличение не окажет значительного влияния на стоимость перелетов для большинства пассажиров, но позволит существенно улучшить состояние аэродромной инфраструктуры по всей стране.
Средства будут аккумулироваться на целевых счетах и распределяться между группами аэропортов согласно их потребностям в реконструкции и развитии. Такой подход соответствует мировой практике финансирования инфраструктурных проектов и должен обеспечить прозрачность использования собранных средств.
Для пассажиров это изменение означает не только незначительное увеличение стоимости билетов, но и перспективу получения более качественного сервиса, повышенной безопасности и комфорта в российских аэропортах уже в среднесрочной перспективе.