От дропперов до дипфейков: как Россия собирается бороться с киберпреступностью
В декабре 2024 года в России произошло знаковое событие в сфере кибербезопасности — была принята концепция государственной системы противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий. Этот фундаментальный документ, разработанный во исполнение указа президента о национальных целях развития, теперь обрел конкретные очертания в виде утвержденного плана действий, подписанного премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Новая стратегия представляет собой комплексный ответ на вызовы цифровой эпохи, где традиционные методы борьбы с преступностью оказались недостаточно эффективными. От дропперов, используемых для обналичивания незаконных средств, до изощренных дипфейков — арсенал злоумышленников постоянно расширяется, требуя адекватных мер противодействия на государственном уровне.
Это еще один шаг к созданию эффективной системы противодействия телефонным и интернет-мошенникам
Как отметил вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко, план синхронизирует работу всех ведомств и направлен на формирование безопасной цифровой среды. Системный подход предполагает координацию усилий множества структур, каждая из которых вносит свой вклад в общее дело защиты граждан и бизнеса от цифровых угроз.
Межведомственное взаимодействие и законодательные инициативы
Ключевым элементом новой системы становится налаживание эффективного взаимодействия между различными ведомствами. МВД, Минцифры, ФСБ и Роскомнадзору предстоит совместно с Генпрокуратурой и Следственным комитетом проработать механизм обязательного уведомления правоохранительных органов операторами связи, интернет-провайдерами и другими организациями о выявленных признаках цифровых преступлений.
К 2027 году правительство намерено выйти с инициативами по корректировке законодательства в этой сфере. Отдельные предложения касаются усиления ответственности за нарушения в области персональных данных, включая увеличение срока давности привлечения к административной ответственности. Эти меры призваны создать более серьезные сдерживающие факторы для потенциальных нарушителей.
Профилактика и повышение цифровой грамотности
Особое внимание в концепции уделено превентивным мерам. Минцифры, Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, МВД, Минфин и Банк России будут системно заниматься повышением цифровой и финансовой грамотности населения. Планируется масштабная кампания по размещению социальной рекламы и предотвращению вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность в интернете.
Во втором квартале 2026 года должен быть создан депозитарий профилактических материалов — единая база образовательных и информационных ресурсов, доступная для всех заинтересованных ведомств и организаций. Этот шаг позволит унифицировать подходы к цифровому просвещению и избежать дублирования усилий.
Технологические решения и борьба с новыми угрозами
До 2027 года в ключевых государственных и банковских приложениях появится специальный модуль информирования граждан о возможных цифровых угрозах. Эта система оперативного оповещения призвана предупреждать пользователей о новых схемах мошенничества и методах защиты от них.
Параллельно власти намерены бороться с поддельными копиями популярных интернет-магазинов, создав единый реестр электронных ссылок на официальные сайты. Эта мера направлена против фишинговых атак, когда мошенники создают сайты-двойники для кражи персональных данных и финансовой информации.
Вызовы искусственного интеллекта и будущие угрозы
Отдельный раздел плана посвящен учету рисков, связанных с развитием искусственного интеллекта. До 2028 года Минцифры, МВД и Роскомнадзор должны разработать алгоритм выявления преступлений с использованием технологий ИИ. Речь идет о борьбе с глубокими подделками (дипфейками), автоматизированными системами социальной инженерии и другими сложными методами, которые становятся доступными злоумышленникам благодаря развитию передовых технологий искусственного интеллекта.
Реализация этой масштабной концепции потребует не только координации между ведомствами, но и значительных ресурсов, а также подготовки кадров, способных работать на переднем крае борьбы с цифровой преступностью. Успех всего предприятия будет зависеть от способности государства адаптироваться к быстро меняющемуся ландшафту киберугроз и опережать действия злоумышленников в создании эффективных механизмов защиты.