Демонстративное миролюбие нынешней администрации США призвано, в действительности, создать наиболее комфортные условиях для дальнейшего расширения экспорта американских вооружений по всему миру
Юрий Селиванов, специально для News Front
Как сообщают западные СМИ, в том числе информационное агентство «Reuters», администрация президента США Джо Байдена готовит пересмотр политики США в области экспорта вооружений с целью усиления акцента на правах человека. Отказываясь от подхода бывшего президента Дональда Трампа, который ставил во главу угла экономическую выгоду американских военных поставщиков.
Для начала уточним, что продавая вооружения на сумму более чем 100 млрд. долларов ежегодно, Соединенные Штаты удерживают позицию крупнейшего в мире торговца оружием.
С учетом этого факта, наивно думать, будто американская «perestroika and glasnost» зашли так далеко, что США теперь будут стрелять себе в ногу, отказываясь от важнейшей статьи своего экспорта. Этого не может быть просто потому, что не может быть никогда. А тем местным ультра-гуманистам, которые вздумают всерьез помешать военно-промышленному комплексу зарабатывать свои бешеные миллиарды, просто свернут шею. Как это уже не раз бывало в американской истории.
Да и сама администрация Байдена не так проста, как может показаться. В начале этого года она с большой помпой и тоже «исключительно по гуманным соображениям» заморозила контракт на поставку в Саудовскую Аравию авиабомб стоимостью 700 млн. долларов. Газеты об этом много кричали, как об «убедительном доказательстве миролюбия США».
Правда те же газеты ни словом не обмолвились о том, что «миротворец» Байден даже не подумал отменять заключенные еще при Дональде Трампе контракты с той же Саудовской Аравией на поставку всевозможных вооружений этой стране, включая боевые самолеты, военные корабли, системы ПВО, бронетехнику и боеприпасы, на сумму свыше ста миллиардов (!) долларов.
Тот же фокус, в порядке саморекламы, США могут провернуть и с другими странами. Ограничивая, например, копеечные продажи им полицейских винтовок и дубинок, и одновременно наращивая поставки туда тяжелых истребителей и танков на многие миллиарды.
Америка всегда боролось и продолжает бороться за свои рынки вооружений с таким ожесточением, что даже предположение о возможности её отказа от этих рынков в пользу каких-то абстрактных гуманитарных соображений, выглядит как инфантильная фантазия. Достаточно вспомнить, с каким остервенением Вашингтон воспринял новость о решении Турции купить российские зенитно-ракетные комплексы С-400. Что стало прямым покушением на монопольные поставки американского оружия этой стране. И вдобавок создало угрозу «пандемии С-400», то есть распространения этого опасного для США прецедента на другие страны мира.
Американцы не пожалели никаких средств и даже угроз для того, чтобы принудить Анкару отказаться от этого контракта и даже сулили Турции 100 млрд. долларов торговых преференций за принятие такого решения.
На таком фоне решительно невозможно поверить, чтобы США добровольно внесли сколько-нибудь существенные поправки в свою политику неограниченного мирового экспорта орудий массового уничтожения людей.
Другое дело, что нынешней администрации необходимо, помимо саморекламы, иметь эффективный рычаг давления на некоторые военно-промышленные группы США. Дело в том, что ряд крупных игроков этого рынка, в ходе недавней предвыборной кампании, явно играл не на правильной стороне, то есть на стороне Трампа. И, соответственно, они крупно проштрафились в глазах его сменщика. Который, на примере со «штурмом Капитолия», уже продемонстрировал, что он никому и ничего не склонен прощать.
Так что некоторым американским производителям вооружений на фоне такой «новой политики» могут быть действительно предъявлены некие претензии, а предназначенные им заказы переданы другим претендентам.
Однако, в любом случае, этот процесс не может принять ни массового, ни сколько-нибудь масштабного характера. Просто потому, что большинство отраслей производства основных вооружений в США фактически занимают монопольное положение и не имеют равнозначных конкурентов. Так, например, танки Abrams проходят программу модернизации до уровня M1A2SEPv3 на единственном в США действующем танковом заводе в Лайме (штат Огайо), принадлежащем компании General Dynamics. А истребители 5-го поколения F—35 Lightning II выпускаются только компанией Lockheed Martin. И так далее.
Таким образом, новая американская политика экспорта вооружений, в реальной действительности:
Во-первых, является пропагандистским прикрытием для сохранения в прежних объемах и для дальнейшего наращивания неограниченных военных поставок по традиционной для США схеме, которая никаким гуманизмом даже не пахнет.
Во-вторых, эта политика является своего рода знаком внимания по отношению к тем нетрадиционным общественным силам, которые верой и правдой послужили Байдену и его теневым кураторам в ходе недавних выборов. Представители этих сил очень хотят, чтобы администрация что-то сделала в плане удовлетворения их амбиций, что очень поспособствует личному рейтингу этих борцов. И нынешний «антивоенный» шаг Белого дома как раз то, «что доктор прописал».
И, в-третьих, о чем уже сказано выше, это инструмент определенного давления на военно-промышленный бизнес, с тем, чтобы он не позволял себе лишнего в плане ориентации во внутренней политике США.
И, конечно же, упаси Бог, ни о каком реальном американском миролюбии в данном случае не может быть и речи. Как говорится, ничего личного, только бизнес!