Европейские потребители российского «голубого топлива» бьют в набат. На фоне летних температурных рекордов, когда людям все чаще приходится включать кондиционеры, газовые котировки на биржах Старого Света подскочили до исторического максимума в $420 за тыс кубометров.
Вину за взлет цен власти ЕС возлагают на Россию: «Газпром» в очередной раз отказался закупать свободные мощности, позволяющие Украине транспортировать дополнительные объемы углеводородов в Европу. Тем самым Москва продемонстрировала европейским покупателям необходимость в скорейшем пуске в эксплуатацию «Северного потока — 2».
Печальное положение на европейском рынке газа наглядней всего демонстрирует уровень закачки «голубого топлива» в подземные хранилища ЕС, ресурсы которых в начале лета сократились до критического минимума. Энергетические запасы Старого Света оказались на 40% ниже среднегодовых значений, что привело к взлету котировок выше $410 за тыс кубометров, что стало самым высоким показателем за последние 5-7 лет.
В топливной голодовке власти Европы, как обычно, обвиняют Россию, более чем на треть закрывающую энергобаланс стран ЕС. По данным венгерской газопропускной платформы RBP, на последних торгах «Газпром» отказался бронировать дополнительный объем мощностей для транзита через Украину, чем создал искусственный дефицит углеводородов в европейских странах. Более того, рост цен на «голубое топливо» стал причиной серьезного подорожания электроэнергии — в частности, в балтийских государствах тарифы на электричество подскочили в цене на 25-40%.
Между тем, полностью возлагать вину на российских сырьевых производителей в подрыве топливной стабильности Европы, не стоит. «Газпром» заполняет украинские транспортные мощности в соответствие с контрактом с «Нафтгогазом»: весь июльский объем транзита, то есть, 15 млн кубов в сутки, российский концерн выкупил. Остальные ежедневные свободные мощности в размере около 64 млн кубометров «Газпрому» просто не нужны — монополия заранее оповестила европейских покупателей, что в июле останавливает на плановый ремонт свои главные экспортные магистрали — «Северный поток — 1» и «Ямал-Европа». По словам эксперта Института развития технологий ТЭК Дмитрия Коптева, еще в прошлом году европейские потребители предпочли покупать дешевый газ на спотовом рынке, сделки на котором осуществляются в небольших объемах, но с немедленной поставкой. Отбор топлива по долгосрочным контрактам с Россией сократился до минимума. «Кроме того, европейцы повысили интерес к резко подешевевшему сжиженному газу. Однако в июне поставки СПГ в Европу снизились почти на 20%, так как все свободные объемы направлялись в Азию, где стоимость таких партий составляет $465 за 1 тыс кубометров. Это привело к опустошению газохранилищ в Евросоюзе», — объясняет эксперт.
В самой Незалежной, судя по всему, уже не питают иллюзий относительно успешного разрешения газовых разногласий с Россией и возможности возобновления транзита «голубого топлива» в объемах, позволяющих Киеву заботиться о собственной газотранспортной системе. По словам бывшего советника главы правления «Нафтогаза» Вадима Гламаздина, перекачка российского газа по территории Украины в Европу «наверняка прекратится» раньше срока действия соответствующего контракта, который истекает в 2024 году. «Украинская ГТС потребует существенного пересмотра режимов работы. Содержать ее в рабочем состоянии будет экономически нецелесообразным», — отмечает менеджер, предрекая, что большую часть транспортных мощностей придется законсервировать.
Воспрепятствовать такому сценарию способна только Европа. «Россия сохраняет транзит газа по территории Незалежной в допустимых соглашением объемах. Нуждающиеся в энергопоставках европейские страны могут гарантировать закупку дополнительных ресурсов «голубого топлива» через украинскую ГТС. В таком случае, «Газпром» будет резервировать необходимые объемы на проводимых «Нафтогазом» аукционах. Подобную абсолютно рыночную систему взаимоотношений продавца и покупателя вряд ли оспорит любая международная юрисдикция. Наша страна, в свою очередь, сможет заявить, что не пытается искусственно заполнить рынок Старого Света собственным сырьем и в очередной раз намекнуть Европе, что новая газотранспортная магистраль «Северный поток — 2» исключила бы возможность создания таких неприятностей. Однако, как водится, память у европейского истеблишмента может оказаться короткой, и, когда положение на топливном рынке континента стабилизируется, противники российской экспансии попытаются взять реванш и максимально затруднить эксплуатацию российского трубопровода, снизив объемы поставок по новому маршруту», — полагает директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.
Николай Макеев