Чем закончится «Революция шлёпанцев»?

 »   » 
  • Опубликованно
  • Чем закончится «Революция шлёпанцев»?

Леонид Поляков, член экспертного совета Фонда ИСЭПИ

На постсоветском пространстве не раз случались революции, которые принято называть «цветными». Перечень хорошо известен: «революция роз» в Грузии, «революция тюльпанов» (2005) и «дынная революция» (2010 в Киргизии, «оранжевая революция» (2004) «революция достоинства» (2013-2014) в Украине, «сиреневая революция» в Молдове, «абрикосовая революция» в Армении. Все они завершались тем, что прежний президент/глава государства вынужден был покинуть свой пост и даже вообще покинуть страну.

Дважды это случилось в Киргизии – сначала с Аскаром Акаевым, а потом с Курманбеком Бакиевым и однажды в Украине – с Виктором Януковичем. Который, кстати, ещё раньше в результате «оранжевой революции» оказался в странной ситуации, когда после победы во втором туре выборов, сделавшей его де факто президентом, вынужден был участвовать в «третьем туре», победителем которого оказался Виктор Ющенко.

И вот пришла очередь Беларуси. То, что происходит в республике - в союзном c Россией государстве - по всем признакам подпадает под категорию «цветная революция». Опять – президентские выборы, опять возмущение граждан по поводу 80% якобы полученных действующим президентом, опять выход на улицы жителей столицы и многих других городов Беларуси. С ночи 9 августа продолжаются выходы десятков тысяч граждан, с этой же ночи все силовые ведомства страны брошены на подавление протеста. Сотрудники ОМОНа и других подразделений специального назначения применяют светошумовые гранаты, резиновые пули, жестоко избивают и арестовывают  тысячи своих сограждан.

Но протест не стихает, а, напротив, в него вовлекаются всё новые и новые участники. Весь четверг 13 августа Минск и другие города страны перекрывали «цепочки солидарности», состоявшие из женщин (преимущественно в белых одеждах) с цветами в руках. И все проезжавшие автомобилисты сигналили им в знак поддержки. После трехдневной блокады в стране заработал Интернет, и это, похоже, позволило многим из тех, кто пребывал в страхе, растерянности и неведении о реальной ситуации, присоединиться к протестной волне.

Как именно будет названа эта революция самими беларусами, пока не ясно. Однако за них это уже сделал британский журналист Джек Кловер (Jack Clover), который в свежем номере The Spectator опубликовал статью под заголовком «Это конец последнего диктатора Европы?» А в подзаголовке предположил, что «революция шлёпанцев/тапочек» (slipper revolution) может проложить путь к демократической Беларуси. Это название – бренд так и не случившейся президентской кампании весьма популярного белорусского блоггера Сергея Тихановского. В течение года он вёл свой блог в YouTube под названием «Страна для жизни», при этом объездив всю страну и встречаясь с самыми обычными людьми. Репортажи Сергея Тихановского были неизменно критическими, показывающими разруху и бесхозяйственность и так или иначе возлагавшими ответственность за такое состояние страны на президента Лукашенко.

В какой-то момент блоггер уподобил Александра Григорьевича усатому таракану (весьма возможно под впечатлением известной притчи Корнея Чуковского) и избрал символом противостояния с президентом домашний тапок. Лозунгом своей кампании он сделал: «Стоп таракан! No passaran!» Естественно, последовала соответствующая реакция властей. В период, отведённый для подачи заявления в ЦИК для регистрации в качестве кандидата на выборах президента, Сергей Тихановский был посажен под административный арест на 15 суток. Однако документы для регистрации сумела подать его жена – Светлана Тихановская. И, как не странно, была зарегистрирована… Что, как выясняется, оказалось роковой ошибкой «батьки» Лукашенко.

Пятнадцатью сутками для Сергея Тихановского не обошлось. На одной из встреч с избирателями была спровоцирована стычка с милиционером, и против него возбудили уголовное дело. А затем ещё одно, и сейчас блоггер и несостоявшийся кандидат в президенты Беларуси находится в тюрьме, а его жена Светлана, которая по предварительным данным, озвученным ЦИК, набрала чуть более 10%, оказалась вынужденной уехать в Литву из опасений за жизнь своих детей. Но, покинув страну, она не перестала выполнять роль не лидера сопротивления, а роль символа перемен. И, что самое важное в нынешней ситуации – роль легитимного президента в глазах всех беларусов, выходящих на улицы и площади своих городов в знак протеста против фальсифицированных выборов.

Чего будет стоить белорусскому «Акеле» его промах с регистрацией Светланы Тихановской, нам ещё предстоит увидеть. Но то, что на неё у Лукашенко был особый расчёт, стало ясно из его предвыборного интервью Гордону. Александр Григорьевич прямо заявил, что ему Светлану Тихановскую попросту жалко: мол, о чём можно дискутировать с женщиной, компетенция которой не распространяется дальше варки борща? И что это за программа – честные выборы через полгода? А кто будет управлять государством эти полгода? Казалось бы – «железная логика». Но, видимо, усталость от Лукашенко оказалась сильнее любых логических доводов. Люди голосовали за Тихановскую именно потому, что она воплотила в себе не личную альтернативу Лукашенко, а право белорусского народа на свободный выбор главы государства. И в целом – альтернативу тому порядку, который «батька» кропотливо выстраивал в течение 26-ти лет.

Что это за альтернатива? Джек Кловер понимает её так:

«Величайшее достижение Тихановской состоит в том, что она доказала обычным беларусам и русским, которые смотрят на её деятельность, что в её бренде восточно-славянской демократии есть место и для тех, кто традиционно является государственником, патриотом и с подозрением относится к Западу. Если протест станет более насильственным в следующие недели и месяцы, западным державам следует быть начеку, осуждая нарушения прав человека и усиливая санкции против ответственных за такие нарушения. Но если европейские власти начнут открыто обсуждать будущее Беларуси в качестве партнёра Евросоюза, то тем самым они  могут необратимо съузить базу поддержки оппозиции и нанести вред её шансам на устранение Лукашенко в долгосрочной перспективе. Если белорусской демократии суждено процветать, то она должна сохранить свой самобытный образ (home-grown image)».

Весь этот пассаж весьма важен с той точки зрения, что в нём изложена новая стратегия откола единственного союзника России на её западных границах. Если для Украины был запущен прямолинейный лозунг «Украина цэ Эуропа!», то в случае Беларуси работает принцип: «Не спугнуть!» Пусть сами беларусы изобретают свою разновидность «восточно-славянской демократии», инклюзивную настолько, что её примут даже те, кто сегодня – патриот-государственник и анти-западник. Главное – чтобы в ходе построения такой модели можно было устранить Лукашенко, а там, что называется - «сама пойдёт!» Понятно, куда. То есть точно – не в Россию.

Характерно, так же, что эта стратегия рассчитана на игру «в долгую» - на недели и месяцы. Что означает только одно: особой веры в немедленный успех «революции шлёпанцев» на Западе нет. Насколько прагматичен этот расчёт? Попробуем просчитать сценарии возможного развития событий.

Сценарий №1. «Добровольная отставка» – согласие Лукашенко с требованием протестующих признать своё поражение и уступить президентское кресло Светлане Тихановской. Исходя из того, что было до сих известно о «батьке», следует признать практически нулевую вероятность такого исхода. С единственной оговоркой – такое может случиться лишь при условии тотальной общебелорусской стачки и выхода на улицы миллионов людей. Но это уже следующий сценарий.

Сценарий №2. «Вынужденная отставка» - если действительно общебелорусская стачка парализует функционирование всех органов власти страны  и деятельность всех систем жизнеобеспечения и единственным условием возврата к «мирной жизни» станет отставка Лукашенко, то такой сценарий может реализоваться. Здесь ключевым фактором является наличие некоторого координирующего центра, способного организовать и синхронизировать подобную стачку. Пока такого центра нет и не очень понятно, кто и как сумеет его создать в ближайшее время.

Сценарий №3. «Почётная ссылка» - выезд в Россию под гарантии иммунитета от всех возможных обвинений в совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом республики Беларусь. Сам Лукашенко в том же интервью Гордону категорически заявил, что никогда и никуда (в Россию в первую очередь) из Беларуси не уедет при любых обстоятельствах. Однако не исключено, что такая опция в какой-то момент может оказаться для него единственно приемлемой – об этом следующий сценарий.

Сценарий №4. «Дворцовый переворот» - если версия Ростислава Ищенко, о которой я писал в предыдущей колонке, верна и действительно в ближайшем окружении Лукашенко есть группа «евроинтеграторов», готовая «сдать» его Западу и, например, отправить в Гаагу, то своевременный «отъезд» в Россию (экзотический вариант – в Китай) с гарантиями безопасности будет практически неизбежным решением.

Сценарий №5. «Мобилизация сторонников» - Лукашенко может попробовать организовать собственную «улицу», то есть вывести на улицы Минска и других крупных городов страны колонны своих сторонников, которые вроде бы обеспечили ему результат 80% на президентских выборах 9 августа. Если это ему удастся, то такой вариант «убьёт» сразу нескольких «зайцев».

Во-первых, сразу сменится позиционирование правоохранительных органов – им не придётся стрелять, глушить гранатами и охаживать дубинками «народ». Они будут исполнять роль «посредников», следящих за тем, чтобы «протестанты» и «лоялисты» не передрались между собой. Во-вторых, это придаст определённую легитимность объявленным ЦИКом результатам выборов – покажет, что утверждения оппонентов о его 3 или 15 процентов поддержки не соответствуют действительности. В-третьих, это легитимизирует его в глазах Запада, для которого появление на улицах  белорусских городов внушительных колонн в поддержку Лукашенко, будет достаточным предлогом для признания его президентом. При сохраняющемся по умолчанию условии блокирования более глубокой интеграции с Россией.

Сценарий 6. «На измор» - сохранять статус кво, то есть не обращать внимания на «цепочки солидарности», шествия по улицам и прочие формы «мирного протеста», не прибегать к массовым задержаниям, ограничиваясь точечными репрессиями в отношении наиболее активных и харизматичных протестантов. И дожидаться либо естественного спада протестной активности, либо какого-либо события, которое можно было бы интерпретировать как террористический акт и ввести военное положение.

Сценарий №7. «Минский Тяньань Мынь» - окончательный разгон протестующих с помощью военной силы и массовым кровопролитием. С последующим переводом страны в режим Северной Кореи.

Надо, однако, не забывать, что жизнь сложнее, но и, одновременно, проще всяких схем. Завтра или послезавтра может случиться что-нибудь совершенно непредсказуемое, и реализуется восьмой сценарий. Может быть даже – ко всеобщему удовлетворению. Или – наоборот.  Ясно только одно – Беларусь, которую мы до сих пор знали (или не знали), уже никогда не будет прежней. Чем бы «революция шлёпанцев» ни закончилась.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа