Как Лукашенко лишится власти

 »   » 
  • Опубликованно
  • Как Лукашенко лишится власти

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его шестое переизбрание было праздником. При этом вторые сутки в стране нет интернета, протесты охватили 33 города, милиция задержала свыше 3 тысяч человек, по десяткам тысяч граждан с вечера 9 августа и до середины ночи стреляли резиновыми пулями и поливали водой, применяли против них светошумовые гранаты. Власти даже эвакуировали ЦИК, а утром там заявили, что Лукашенко набрал больше 80% голосов избирателей. Его главная сопернице Светлане Тихановской дали меньше 10%.

Как Лукашенко собирается править дальше, мы выяснили у белорусского политолога Валерия Карабалевича:

— Прежде всего, нужно понимать, что выборов в Белоруссии как института нет уже 20 лет. Голосование населения и те результаты, которые потом объявляют, никак друг с другом не связаны. Это две параллельные реальности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для Лукашенко огласили заранее заготовленные цифры. Скорее всего, в них не верят даже сторонники действующего президента, но он решил, что так надо.

— В предыдущие выборы президента фальсификации подобного масштаба были, или он вел себя скромнее?

— Такие же цифры выдавались… Но это не совсем фальсификация, потому что речь идет не о вбрасывании бюллетеней, а об оглашении заранее приготовленных цифр. Вместе с тем, в 2015 году Лукашенко тоже набрал около 80%, но тогда у него реально было если не большинство, то зримое преимущество перед другими кандидатами. Несмотря на то, что демократических выборов не было, его победу все равно не оспаривали. Сейчас ситуация принципиально иная. Электорально Лукашенко проиграл Тихановской.

— Прошедшие протесты можно считать беспрецедентными для Белоруссии?

— Особенность этих протестов в том, что они охватили всю страну. Раньше речь шла только о Минске, а теперь митинги в 33 городах. За ночь были задержаны около 3 тысяч человек – это очень много для страны. Столкновения носили ожесточенный характер. В истории Белоруссии до сих пор ни разу не применялись водометы, светошумовые гранаты и резиновые пули. При этом у протестующих нет единого штаба и лидера. С одной стороны, это минус, а с другой – плюс, потому что властям сложнее подавить выступления.

— Можно говорить о том, что еще ничего не кончено, или протесты пойдут на спад, так как выборы уже в прошлом?

— Сложно дать прогноз. В ближайшие дни протесты продолжатся, но об их динамике судить сложно. Главная проблема оппозиции в том, что силовые структуры и номенклатура не раскололись, они все еще сплочены вокруг Лукашенко. Это негативно влияет на результаты массовых протестов.

— Как будет проходить шестой срок Лукашенко, он будет строить полицейское государство или может наоборот начать делать уступки, чтобы сбить накал страстей?

— Полицейское государство у нас уже построено. Но оно будет развиваться, так как в отсутствии поддержки общества должен возрастать силовой компонент власти. Увеличится количество политических репрессий, системообразующими государственными институтами станут силовые структуры

— Вы говорите, что политических лидеров нет, а какую роль в протестах может сыграть Тихановская?

— Тихановская не является профессиональным политиком. Она просто оказалась в нужном месте и в нужное время. Светлана неоднократно утверждала, что не собирается становиться политиком, ей просто нужны свободные выборы. Ее с трудом можно представить в политической жизни Белоруссии.

— Валерий Цепкало, которого не зарегистрировали кандидатом в президенты, теперь пытается создать правительство Белоруссии в изгнании, сформировать международную коалицию против Лукашенко. Есть ли у него какие-то шансы?

— Как правило, люди, которые эмигрируют, теряют свой политический вес на родине. Трудно быть политиком из-за границы. Что касается иностранной коалиции, то любые иностранцы будут, прежде всего, руководствоваться своими интересами, а не интересами белорусской оппозиции. В этом смысле не надо преувеличивать роль, которую берет на себя Цепкало.

— Лукашенко обещает конституцию реформу. Чего от нее можно ожидать?

— Давайте сначала подождем, когда обещания реализуют на практике. Про реформу он говорит последние два года, но пока ни одного шага не было сделано в этом направлении. Пока она остается морковкой, при помощи которой Лукашенко пытается микшировать недовольство в обществе.

— Можно ли говорить о том, что власть Лукашенко с каждой новой пятилеткой становится все более шаткой?

— До сих пор власть была очень консолидирована. Но сейчас к ее устойчивости возникает много вопросов. Скорее всего, политическая система будет меняться. Во-первых, патерналистский режим уходит в прошлое. Больше Лукашенко не сможет обращаться напрямую к народу, ему не хватит доверия. Теперь ему понадобится номенклатура, и вот на этой почве между ним и чиновниками может возникнуть конфликт интересов. В результате, тут может возникнуть раскол в правящей элите. Лукашенко не привык делиться властью с кем бы то ни было, а теперь ему надо будет оглядываться.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа