Россия ударом «Иглы» отомстила Турции за сбитый Су-24

 »   » 
  • Опубликованно
  • Россия ударом «Иглы» отомстила Турции за сбитый Су-24

Турецкое военное командование считает инцидент с ударом по своему боевому вертолету Bell AH-1 Cobra в 2016 году возмездием России за «самолетный» кризис, который разразился в ноябре 2015 года. Об этом, в частности, говорится в показаниях турецкого штабного полковника Мехмета Шахина, которые опубликовала стокгольмская организация Nordic Research Monitoring Network. Инцидент на северо-востоке Турции, в результате которого погибли местные военные, совершила Рабочая партия Курдистана (РПК), однако в Анкаре считают, что боевики воспользовались оружием, поставленным Москвой.


Мехмет Шахин давал показания по поводу инцидента с турецким вертолетом на судебных слушаниях, которые состоялись еще в июне 2017 года, однако Nordic Research Monitoring Network обнародовала их содержание только сейчас. По словам офицера, именно Россия «организовала» удар по вертолету Bell AH-1 Cobra, передав боевикам РПК переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла». Из него и был совершен удар. «Русские сначала продемонстрировали ракету на Босфоре, а затем они сбили наш ударный вертолет AH-1 Cobra в провинции Хаккяри на границе с Ираком, – заявил Шахин. – Мы многократно проводили изучение, был сделан анализ, и мне подтвердили, что это тот же SA-18 («Игла» в кодовом обозначении США и НАТО), что и на корабле».


Турецкий офицер, судя по всему, имеет в виду инцидент с десантным кораблем ВМФ РФ «Цезарь Куников», который проходил через Босфор в декабре 2015 года. Тогда дипломатический скандал вызвали фотографии и кадры со стоящим на борту российским военнослужащим, на плече которого можно было заметить оружие, внешне похожее на ПЗРК «Игла». Турецкая сторона официально назвала инцидент военной провокацией.


«Как должны проходить военные корабли через Босфор, всем прекрасно известно, это записано в Конвенции Монтре, – заявил тогда министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. – То, что находилось во время прохода через Босфор в руках российского военнослужащего, мы расцениваем как потенциальную угрозу».


Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын после случая с «Цезарем Куниковым» заявил, что его страна готова принять все необходимые меры для защиты своего суверенитета. «Это не стоит воспринимать слишком серьезно, – сказал чиновник. – Однако если это превратится в систематические действия в отношении нашего суверенитета, Турция, конечно, примет необходимые меры». Калын обращал внимание на то, что у Турции «есть права, гарантируемые ей международным законодательством». «Я еще раз повторю, что мы не будем выступать на стороне эскалации напряженности. Но мы и не склонимся перед односторонними проявлениями несправедливости в нашем отношении», – подчеркнул Калын.


В своих показаниях Шахин заявил, что засветившийся на российском корабле ПЗРК был доставлен Рабочей партии Курдистана – леворадикальной военно-политической организации, которую Анкара официально считает террористической. На этом фоне, по словам турецкого офицера, Россия начала «открытую поддержку» РПК, курдских отрядов народной самообороны и действующей в Сирии курдской партии «Демократический союз». Между этими элементами Анкара не всегда делает разницу. «Россия продолжала демонстрировать им свою поддержку, – говорил Шахин. – Тогда, как известно, РФ прочно утвердилась в Сирии. Турция не могла даже заставить свои самолеты летать ближе, чем на 10–15 км, к сирийскому воздушному пространству».


Bell AH-1 Cobra был сбит во время военной операции против позиций РПК в мае 2016 года. Тогда ресурсы, близкие к леворадикальной группировке, опубликовали видео, на которых запечатлено, как боевик пускает ракету из ПЗРК «Игла» советского образца в сторону, возможно, турецкого вертолета. Через считаные секунды ракета поражает машину. Оператор успел заснять, как у нее отваливается хвост и как она тут же терпит крушение. Публично турецкое командование не стало сообщать об удавшейся атаке РПК. В официальном коммюнике Минобороны Турции говорилось, что в провинции Хаккяри «в результате технической неисправности» потерпел крушение ударный вертолет, который участвовал в операции против боевиков, и что погибли двое пилотов.


Случай же в Босфоре, который увенчал целую череду инцидентов, возникших на фоне турецкого удара по российскому Су-24 в ноябре 2015 года, не привел к серьезным последствиям. Посол РФ в Анкаре был вызван в турецкий МИД. Российская сторона парировала тем, что ее десантный корабль «Цезарь Куников» при проходе через пролив не нарушил ни одного пункта Конвенции Монтре. «Охрана судна – законное право любого экипажа, – подчеркивала тогда официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. – Когда же наши дипломаты поинтересовались у турецкой стороны, в чем конкретно она усматривает нарушение, ничего внятного, кроме абстрактных ссылок на некий «контекст и философию» международных правовых норм, мы не услышали».


Публикации, которые регулярно появляются в Nordic Research Monitoring Network, стали частыми после попытки военного переворота в Турции 2016 года. На руках у турецких военнослужащих, которым удалось бежать за границу, в том числе в страны Северной Европы, оказалось много конфиденциальных документов, которые касаются оборонной сферы.

На судебных слушаниях в 2017 году Шахин заявил, что ситуация вокруг неудавшегося путча негативно отразилась на положении Вооруженных сил Турции, что сыграло на руку многим внешним игрокам, к числу которых, по мнению офицера, относится и Россия.


Игорь Субботин


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа