Александр Лукашенко утверждает, что раскрыл заговор против Белоруссии, и снова намекает, что его инициировала Россия. Он в очередной раз призывает Москву к диалогу, угрожая разобраться с задержанными вагнеровцами самостоятельно. Местная общественность уверяет, что воюет он со своим народом.
«Мы не знаем, на что они способны. Мы даже не знаем, кто они. Или это американцы с натовцами, или из Украины нас кто-то поджимает, или нас восточные братья так сильно «любят» – мы даже не знаем. Идет гибридная война против Беларуси, и мы должны ждать пакостей с любой стороны», – заявил Александр Лукашенко в четверг во время совещания по обеспечению безопасности избирательной кампании.
Президент рассказал, что власти в ожидании «пакостей» уже предприняли много превентивных шагов. В частности, задержали многих из тех, кто ставил перед собой цель дестабилизировать обстановку в стране. «И это уже доказано», – уточнил он. Причем речь далеко не только о задержании членов ЧВК (частная военная компания). «Известны имена, фамилии, адреса, пароли, явки», – сообщил Александр Лукашенко.
С одной стороны, белорусский лидер не исключает, что гибридную войну против его страны могут вести «американцы, натовцы». «Некоторых людей задержали с американскими паспортами, женатых на американках, работающих в Госдепе», – сообщил он. С другой стороны, его настораживает, что «со штыками наперевес их защищают российские руководители».
Несмотря на публичное признание, что он не знает, кто объявил войну его стране, из сказанного складывалось впечатление, что больше всего в этом он подозревает Россию. Главный аргумент – задержанные «33 богатыря». Это граждане России, которых власти Белоруссии называют боевиками и наемниками ЧВК Вагнера. «Не надо нас пугать американцами, натовцами. Не американцы и не натовцы сюда прислали 33 человека, если уж на то пошло», – довольно прозрачно намекнул Александр Лукашенко на главного подозреваемого врага.
«Нам не нужны спектакли ни политические, ни экономические. И пугать нас тоже не надо последствиями. Мы знаем про все последствия», – заявил президент Белоруссии, вероятно, реагируя на сделанное днем ранее заявление бывшего премьер-министра и бывшего президента России, а ныне заместителя председателя Совета безопасности Дмитрия Медведева. Он заявил, что попытки Белоруссии «вылепить образ врага» и тем самым «добиться политического результата» будут иметь «печальные последствия». «А дальше хоть трава не расти или гори все синим пламенем. Неважно, разберемся с этими русскими. И это вызывает не только чувство обиды, но это очень печально», – сказал Медведев.
Из сказанного Александром Лукашенко можно было сделать вывод, что его очень задевает, что Москва не хочет идти с ним на прямой контакт. «Не надо кричать в телевизор. Ящик здесь не поможет», – предупредил он. Кстати, об этом он говорит уже второй раз. «Если у кого-то из россиян есть желание получить дополнительную информацию, мы всегда открыты», – заявлял он 1 августа, принимая с докладом силовиков.
Пока высшее руководство России не реагирует на его призывы, Александр Лукашенко распорядился пригласить в Минск генерального прокурора России. Вместе со своим белорусским и украинским (которого тоже велено пригласить в Минск) коллегами они должны решить, что делать с задержанными россиянами. «Положите втроем перед собой международные договоры и соглашения с Российской Федерацией и Украиной и которые мы подписали в многостороннем плане (мы же обязательства взяли на себя и в этой ситуации тоже), наши законы… втроем решите», – велел Александр Лукашенко. Впрочем, если Москва даже на этом уровне на контакт не пойдет, то «вопрос решим мы, без них», – предупредил он. Пообещав, впрочем, что действовать будет не обязательно по закону. «Законы не все предусматривают. Еще надо исходить из человеческого фактора», – сказал он.
Враги Белоруссии не только снаружи, но и внутри, дал понять президент. Они пытаются использовать предвыборную ситуацию, чтобы нанести удар по стране, действуя через кандидатов в президенты и многих других активных людей, которым за это заплатили деньги. «Участвовали в предвыборной кампании в России, получили за это хорошие деньги. Сегодня хайпуются (хайповались) на территории Белоруссии… деньги застилают глаза, позеленели от этих денег: кто платит, за того и поют. Вот единственная разгадка. И у нас таких людей немало», – заявил Александр Лукашенко. При этом предупредил: «У нас достаточно ресурсов, чтобы защитить людей государства, которые сегодня фактически бесплатно, безвозмездно работают на страну».
Люди государства, работающие за копейки, это в основном учителя, работники культуры и социальной сферы. Директора таких учреждений возглавляют избирательные комиссии, а рядовые сотрудники, их подчиненные, являются членами комиссий и даже наблюдателями. Этот «спаянный» годами междусобойчик и обеспечивает Александру Лукашенко победу.
Эксперты отмечают, что в этом году в Белоруссии фактически началась гражданская война. Активные граждане, реально желавшие смены власти, пытались отстаивать свои права мирным и законным путем: подавали заявления на участие в избирательных комиссиях, хотели быть наблюдателями и т.п. Однако на пути их встали не силовики, а вот эти обладатели самых низких зарплат в стране. Никакие призывы к совести и напоминания об уголовном кодексе, предусматривающем наказание за фальсификацию итогов голосования, не возымели на них действия. Нежелательных членов комиссий отрезали еще на старте, а сумевших прорваться просто грязно исключили уже в период досрочного голосования. Независимых наблюдателей не то что не пускают на участки, их прогоняют метров на 200 от них и заклеивают бумагами, закрывают шкафами окна, чтобы те не заглядывали в них. Многие оскорбленные белорусы не могли удержаться и от общественного порицания и травли откровенно нечестных сограждан. По мере приближения основного дня голосования противостояние в обществе нарастает. Кандидатов в президенты дистанцируют от избирателей. Светлана Тихановская, собиравшая стадионы поддерживающих ее граждан, теперь не может с ними нормально общаться. Тихановская обратилась за помощью к канцлеру ФРГ Ангеле Меркель. Но канцлер – не указ президенту Белоруссии.
В то же время независимое наблюдение, которое ведется почти по-партизански, позволило активным гражданам выяснить, как в Белоруссии фальсифицируются выборы. Явка, зафиксированная наблюдателями (считать входящих можно и наблюдая издалека), в разы отстает от той, которую показывают комиссии. Сопоставление данных показывает, что есть случаи, когда пришел один человек, а в проколе написано 100, а превышение в 2–3 раза – нормальная практика. Пока экспертам непонятно, как это происходит. Они не исключают, что в списки избирателей могли включить умерших, и именно они первыми приходят голосовать.
Активная общественность конспирологическим версиям власти не верит, хотя некоторые эксперты и утверждают, что Россия едва ли остается в стороне от белорусских выборов. «Это мы – народ Белоруссии», – отвечают белорусы в социальных сетях на реплику Лукашенко о том, что он не знает сам, с кем воюет.
За происходящим в Белоруссии следили и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов, которые комментировали заявления Лукашенко довольно жестко. «Выглядит все это так, словно президент РБ решил пересечь все красные линии, побить все горшки, сжечь все мосты, заплыть за все буйки, перейти все Рубиконы и бросить все жребии сразу», — пишет «Мейстер». «Замечательный конечно процесс. Политическое самоубийство в прямом эфире, еще и самозакопаться решил, похоже, для надёжности», — полагает «Адекват».
Антон Ходасевич