Российские граждане, возможно, остаются в белорусской тюрьме в качестве заложников
По мере приближения дня голосования на президентских выборах в Белоруссии нарастает напряжение не только внутри страны, но и в отношениях Москвы и Минска. Из заявлений руководства республики эксперты пытаются понять, какова роль в белорусских выборах задержанных на прошлой неделе российских граждан. Не менее интересна судьба межгосударственных отношений в связи с этими событиями.
Белорусская сторона продолжает настаивать на том, что задержанные под Минском члены частной военной компании (ЧВК) прибыли именно в Белоруссию, а вовсе не оказались здесь проездом, как утверждают они сами и российские дипломаты. Впрочем, цели задержанной группы белорусам неизвестны. Пока правоохранители лишь подозревают, что они намеревались «дестабилизировать» обстановку в стране.
«У нас вызывают серьезные сегодня подозрения те цели, которые себе группа намечала», – заявил президент Александр Лукашенко, заслушивая 1 августа доклад председателя КГБ Валерия Вакульчика и главы Следственного комитета Ивана Носкевича. «Задача следствия – выяснить эти цели», – распорядился он. Президент опроверг информацию, что передвижение российских военных было согласовано с белорусской стороной. «Никаких разрешений никто не давал», – сказал Лукашенко. «Попытка там сейчас спрятать «хвост» в России и сказать, что вот чуть ли не они с нами согласовали приезд этой группы, это полная ерунда», – подчеркнул он.
Местные наблюдатели обращают внимание на две детали. Во-первых, довольно мягкую тональность заявлений. «Они, конечно, виноваты, но не настолько, чтобы в отношении них принимать какие-то жесткие меры. Это солдаты. Им приказали – они пошли. Разбираться надо с теми, кто приказывал, кто их сюда посылал», – распорядился Лукашенко и призвал обращаться с задержанными аккуратно. Удивление наблюдателей вызывает бережное отношение к «боевикам» иностранного государства, которых подозревают в подготовке теракта. Возникает и закономерный вопрос: а что, обычно к задержанным применяют «жесткие меры»?
Во-вторых, в ходе своих рассуждений Лукашенко между делом приглашает Москву перейти от «перекрикивания друг друга в СМИ» к прямому диалогу. «Если у кого-то из россиян есть желание получить дополнительную информацию, мы всегда открыты», – сказал белорусский президент. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о том, что напрямую Кремль с Лукашенко сейчас не разговаривает, но белорусский президент готов поторговаться. Может, «готовится почва под торг с Москвой и спуск дела на тормозах», – предполагает, в частности, политический обозреватель Александр Класковский.
Как сообщалось, российская сторона в лице представителей посольства в Минске утверждает, что члены ЧВК были в Белоруссии транзитом. «Они намеревались вылететь из Минска в Стамбул 25 июля и не полагали находиться в республике сколь бы то ни было продолжительное время, а много позднее планировали вернуться в российскую столицу из другого государства также самолетом, минуя территорию Беларуси», – сообщил посол России в Минске Дмитрий Мезенцев. Консул посольства Кирилл Плетнев после встречи с задержанными россиянами также подтвердил эту версию. Задержание без предъявления каких-либо фактов противоправной деятельности он оценил как «тенденциозную направленность действий белорусских властей». Объединение дел «боевиков ЧВК», блогера Сергея Тихановского (его жена сейчас выступает главным соперником Лукашенко) и оппозиционера, экс-кандидата в президенты Николая Статкевича Плетнев назвал «абсолютно надуманной и недействительной позицией».
Тем временем граждане начиная с пятницы стали сообщать о том, что на рубежах с Россией появились пограничники, которые проверяют документы у пересекающих границу и вносят данные о них в некую базу. Пропускают не всех. При отсутствии серьезных оснований для въезда в РФ белорусов разворачивают обратно. Белорусским журналистам, отправившимся туда на разведку, даже сообщили, что теперь так будет всегда.
Эксперты признают ситуацию непростой, ожидают обнаружения «скелетов из шкафов» и строят свои предположения относительно происходящего. К первой версии о срежиссированности появления «боевиков» в разгар предвыборной кампании, чтобы иметь возможность закрутить гайки, прибавляются и другие. Например, некоторые эксперты не исключают, что члены ЧВК действительно были в Белоруссии проездом, что было делом привычным и согласованным, и Александр Лукашенко взял их сейчас в заложники, чтобы поторговаться с Москвой. Второй вариант этой версии – их задержали, чтобы использовать во внутриполитических целях: напугать политических противников и иметь возможность применять силу против демонстрантов. Есть версия о том, что россиян «втемную» использовала некая третья сила. «Возможно, кто-то из противников Путина в российской элите», – предполагает военный эксперт Александр Алесин.
По мнению аналитиков, нельзя исключать и того, что Россия действительно ведет какую-то игру. Например, политолог Павел Усов убежден, что угроза с Востока есть на самом деле и безразличие Кремля к белорусским выборам показное. «Можно подумать, что Россия восторженно поприветствует демократические перемены в стране и позволит белорусам самим решать судьбу страны», – иронизирует эксперт.
В среде белорусских аналитиков версия о том, что Россия хочет использовать президентские выборы в Белоруссии, чтобы подготовить аншлюс соседнего государства, вовсе не популярна. В то же время она активно продвигается самими российскими политологами. В частности, об этом на своей странице в социальной сети написал Игорь Эйдман.
Белорусские эксперты считают, что Россия сейчас не пойдет на силовой захват Белоруссии, что Москве нужна де-юре независимая союзница, а де-факто «колония». Углубленная интеграция в рамках Союзного государства – наиболее подходящий вариант отношений, а уже слабый и экономически, и физически, и психологически Александр Лукашенко – самая подходящая кандидатура для реализации этого сценария. Применительно к теме президентских выборов России выгодно сохранение власти Александра Лукашенко, считает большинство местных аналитиков и рекомендует рассматривать все действия восточной союзницы исходя из этого предположения.