Живительную влагу для Крыма Москва решила отбирать у Одессы, Херсона и Николаева. Но — незаметно
В последние недели украинская элита бьется в алармистской истерике. Почти из каждого киевского пылесоса ежечасно доносится: «Русские уже заводят моторы для стремительного броска через Перекоп на Херсон!».
А все дело в том, что местная власть с весны приняла за аксиому и убедила свою общественность: «оккупированный» Россией Крым в 2020 году впервые, зато безнадежно высох. И наконец-то едва не помирает от жажды. У Путина, мол, единственный выход — поскорее двинуть войска через перешеек в сторону Каховского водохранилища, чтобы разрушить выстроенную украинскими «патриотами» плотину и пустить днепровскую воду в покрытое паутиной трещин от страшнейшей жары русло Северо-Крымского канала.
Денно и нощно украинские каналы обсасывают эту идею. В обсуждении со знающим видом принимают участие самые знатные военачальники «незалежной». Но начали не они. Первым о вероятном и скором российском вторжении из Крыма в конце июня на украинском телеканале «Дом» предупредил американский генерал Бен Ходжес, бывший командующий силами США в Европе. По его мнению, новую операцию Москва скрытно готовит под видом стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020», намеченных на нынешние июль-сентябрь.
Вот дословный прогноз Ходжеса: «Надеюсь, я ошибаюсь, но у меня есть видение, сценарий, что это настолько типично для того, что Россия сделала в прошлом, что во время учений на Кавказе они объявят гуманитарный кризис в Крыму из-за воды, а затем скажут, что у них нет выбора. Они должны захватить дамбу в Херсоне на севере, чтобы позволить воде вернуться в Крым».
Киев тут же на всех уровнях власти забился в падучей. На днях на форуме по сотрудничеству в сфере безопасности ОБСЕ глава Управления международного взаимодействия Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Леонид Голопатюк угрозу обрисовал максимально рельефно. Он сообщил иностранным коллегам, что наземная группировка армии РФ, которую готовят к нападению на Украину, состоит из 87 тысяч военнослужащих, 1100 танков, 2600 бронемашин и около полутора тысяч ракетных комплексов и артиллерийских установок.
Подброшенную из-за океана идею насчет жажды мгновенно подхватили также заместитель директора департамента Главного управления разведки Минобороны Украины генерал-лейтенант Вадим Скибицкий и недавний начальник Генштаба ВСУ генерал-полковник Виктор Муженко. Они, как и генерал Ходжес, похоже, кожей ощущают новую угрозу со стороны России. Различие единственное — Муженко решил соригинальничать. Ему представляется, что главный удар по дамбе русские, скорее всего, нанесут. Но не из Крыма, а со стороны Донбасса. Что, вероятно, еще ужасней, поскольку приведет к захвату русскими куда большей территории Украины. От шахтерских терриконов — вдоль побережья Азовского моря до самого Перекопа.
Удивительно, но за всей этой оглушительной вакханалией Киев почему-то упустил просто катастрофическое для него — фактически война с Россией за воду для Крыма только что началась. Правда — без единого выстрела. И пока — только в воздухе.
Это стало понятным, когда 8 июля пришло известие, что власти вернувшегося под руку Москвы полуострова собрались решать проблему в своих краях с помощью масштабных искусственных дождей. Для этого в аэропорт Симферополя уже прибыл единственный в России самолет Ан-26 «Циклон». Тот самый, с помощью которого многочисленные лесные пожары этим летом уже потушены в Иркутской области, Красноярском и Ставропольском краях. Теперь у экипажа «Циклона» другая задача — хотя бы отчасти напоить Крым.
Как это будет сделано? Машина, о которой идет речь, — обычный и немолодой уже транспортный самолет. Но на фюзеляже установлены устройства для отстрела 384-х пиропатронов с йодистым серебром. На высоте около 5 километров каждый пиропатрон сгорает примерно за 40 секунд, выделяя продукты горения. Распыленные над облаками, те вызывают массовую и мгновенную кристаллизацию содержащейся в тучах влаги. Чтобы за полчаса-час все на земле в этом районе попрятались под зонты и крыши, достаточно от трети по половины этого боезапаса на каждое среднего размера облако. Тогда из него может разом пролиться, утверждают специалисты, до 10 тысяч тонн воды.
Для Ан-26 — раз плюнуть. А сколько тех облаков ежедневно проплывает над Крымом?
Между прочим, миру отлично известны примеры других стран, в которых такого рода технологии давно и очень масштабно освоены. Скажем, в тех же США искусственные ливни в огромных и совершенно разрушительных масштабах военные вызывали еще в 60-х годах прошлого века во время сражений во Вьетнаме. У Пентагона это называлось в ту пору операцией «Попай». Она стала первым известным миру применением климатического оружия.
В той войне с помощью сильнейших и продолжительных рукотворных проливных дождей американцы рассчитывали сделать непроходимой сильно досаждавшую им «тропу Хо Ши Мина» — обширные участки джунглей, по которым их противники скрытно перебрасывали оружие, людей и грузы между Северным и Южным Вьетнамом через территорию соседних Камбоджи и Лаоса. Для этого с 1967 по 1972 годы ВВС США сделали порядка 2 тысяч боевых вылетов. По утверждению прессы, пилоты, которые участвовали в операции «Попай», называли свою работу «Make mud, not war». В переводе с английского — «Делай грязь, а не войну».
Потом, поскольку после Вьетнамской войны климатическое оружие было запрещено на международном уровне, работа над вызовом «дождей по желанию» продолжалась во многих странах. Но, конечно, не с теми, а с совершенно мирными целями. Хотя часто трудно различить: что на самом деле делается для войны, а что — носит исключительно созидательный характер?
В Советском Союзе когда-то с помощью такой вот небесной «химии» собирались вернуть жизнь Аральскому морю за счет увеличения уровня осадков в горах, откуда берут начало реки Сырдарья и Амударья. Но не успели до развала 1991 года.
Зато после нас в лидеры и в этой области, как водится, выбился Китай. В «поднебесной» осуществляется самый масштабный в мире проект по созданию искусственных дождей. В предгорье Тибета на высоте 5 тысяч метров над уровнем моря китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация установила систему устройств с йодидом серебра. Предполагается таким образом ежегодно обрушивать себе на головы дополнительно до 10 миллиардов тонн воды чтобы оросить 1,6 млн квадратных километров новых посевных полей.
Впрочем, если все давно известно и одновременно — так просто, тогда вполне логичен вопрос: «А раньше-то мы чего в Крыму так долго чесались, хотя все признаки страшнейшей засухи там давно налицо?».
С ответом Москва не торопится. Но на определенные размышления наводит такой факт. Йод и серебро, без которых не предназначенная нам «небесной канцелярией» живительная влага ни за что не прольется, в определенных концентрациях — не самые большие друзья человеческого организма.
Серебро — вообще тяжелый металл, которому в санитарных нормах России присвоен второй класс опасности. Наряду со свинцом, кобальтом, мышьяком, цианидами и прочим. Что касается йода, то в больших дозах он оказывает разрушительное воздействие на белковые структуры клеток тела.
Одно дело распылять эти вещества над вьетнамскими джунглями (особенно, если в них прячутся твои враги). Или над горящей сибирской тайгой (как по другому потушить в ней пламя в полгоризонта? Иначе на многокилометровой площади пепелищах и вовсе ничего не останется).
Но курортный Крым — это нечто совершенно иного порядка. Поэтому, полагаю, решение выпросить у Роскомгидромета на полуостров уникальный Ан-26 зрело так долго. Наконец, очевидно, главу Крыма Сергея Аксенова приперло так, что отступать стало некуда. Остается надеяться, что и применение опасных реагентов там намечено хотя и исключительно от безысходности, но в точно рассчитанных и гомеопатических дозах.
Вы скажете: а при чем тут Украина, коли речь идет об исключительно внутрироссийских заботах и рисках? Как — при чем? Чтобы искусственно искупать Крым в дополнительных тысячах тонн влаги нужно ведь их прежде у кого-то отобрать, так ведь? Больше, кроме как у южных регионов Украины, отбирать просто не у кого.
Не у собственных же Кубани со Ставропольем угонять для крымчан животворные тучи? В Ставропольском крае и так из-за засухи объявлен режим чрезвычайной ситуации в семи районах. А часть урожая пришлось еще в начале лета попросту запахать в землю. В Геленджике, Новороссийске и Анапе тоже ощутимый дефицит пресной воды. А в Ейске и Горячем Ключе уже введено почасовое водоснабжение.
Поэтому в соседних с Крымом регионах России в этом смысле брать нечего. Другое дело — соседняя Украина.
Кто при сложившихся на сегодня отношениях между нашими странами станет обращать внимание на подобные просто смешные мелочи — точно такая же, как и в Крыму, жажда и грозящий вслед за ней невиданный неурожай у «небратьев»? На то, что в Херсонской, Одесской и Николаевской областях под обжигающим солнцем сгинуло на сегодня свыше 50% урожая? Что подобной беды там не видали со времен голодного 1947 года? Что в мае этот вопрос на специально созванном заседании рассматривал даже Совет национальной безопасности и обороны Украины во главе с их президентом? Что, наконец, начальник отдела агрометеорологии Гидрометцентра Украины Татьяна Адаменко в отчаянии сегодня сравнивает благодатные некогда черноземы Херсонщины с почвой африканской пустыни Калахари?
В этаких совершенно трагических условиях растрясти над Крымом в собственных интересах даже с десяток транзитных дождевых туч, что в ином случае непременно долетели бы до украинских пределов, — прежде это выглядело бы совершеннейшим мародерством. А теперь — абсолютно разумная хозяйственная деятельность с нашей стороны. Ведь как вы там, в Киеве, не устаете повторять? Седьмой год идет ваша война с Россией? Тогда чему удивляетесь?
Так что даже не сомневайтесь — наш чудо-«Прибой» из аэропорта Симферополь станет подниматься в воздух только тогда, когда над ним задуют ветры исключительно северо-западного, северного и северо-восточного направлений. Те, что в сторону Одессы, Херсона и Николаева.
И зачем Москве теперь завязывать с Киевом спрогнозированную известным американским полководцем битву за днепровскую воду? Она, до предела загаженная Украиной на всем протяжении ее главной реки, точно не менее токсична, чем йод с серебром с неба над Крымом. Особенно, если удастся не переборщить с концентрацией этих химикатов при разгоне облаков.
А в это время
О готовности украинской армии предотвратить возможное наступление российских войск в прямом эфире одного из киевских телеканалов рассказал командующий группировкой ВС Украины в Донбассе генерал-лейтенант Сергей Наев. По его словам, украинский Генеральный штаб параллельно и на то же время готовит манёвры собственных войск на границе с Крымом. Украинские учения у Перекопа начнутся одновременно с нашими «Кавказ-2020».