Ханой выдвинул странный критерий при закупке самолетов
Странную ситуацию, сложившуюся в ВВС Вьетнама, описывает издание VietDefense. Более половины парка истребительной авиации, 144 самолета, представляют советские машины третьего поколения МиГ-21, появившиеся на свет в 60-е годы. Их необходимо менять на современные самолеты. Но нет в мире ни одного истребителя поколения 4 и выше, который устроил бы Ханой.
При этом обновление парка истребителей для Вьетнама крайне важно. Это не только плановое мероприятие, но еще и насущная необходимость, вызванная большой вероятностью обострения противостояния с Китаем в борьбе за спорные территории.
Индия уже схлестнулась с Китаем на этой почве в долине Гавлан в Гималаях. Пока еще противоборствующие стороны побивают друг друга палками и камнями в строгом соответствии с двухсторонним соглашением. Но велика вероятность, что в ход будет пущена авиация. Поэтому Нью-Дели упрашивает Москву в экстренном порядке продать 32 истребителя и с опережением графика поставить комплекс С-400.
При этом в Гималаях на карту поставлены лишь амбиции двух гигантов с населением, превышающим миллиард человек. Вьетнам спорит с Китаем за обладание сразу двумя территориями. И на обеих разведаны значительные запасы нефти. Тут спор может явно не ограничиться использованием палок и камней.
Это, во-первых, Парасельские острова в Южно-Китайском море. Территориально они расположены ближе к Вьетнаму, чем к КНР. Но в 1974 году произошло сражение между флотами Китая и Южного Вьетнама (в ту пору «американского»). Китай победил. И на этом основании считает эту территорию своей.
Во-вторых, архипелаг Спратли, также в Южно-Китайском море. Тут ситуация крайне запутанная, поскольку на полное и безраздельное владение архипелагом претендуют Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины, Бруней. Сложилась довольно абсурдная ситуация — на 45-и островах общей площадью 5 кв.км. все претенденты, кроме Брунея, держат небольшие военные контингенты. Есть даже четыре аэродрома. И при этом претенденты умудряются не вступать друг с другом в вооруженные столкновения.
Поэтому не случайно Малайзия высказывала намерения приобрести у России истребители поколения 4++ Су-35. Ну, а Вьетнам даже замахнулся на Су-57. Да и Филиппины в конце прошлого года говорили о том, чтобы неплохо было усилить свои ВВС истребителем С-30. Но пока все это только слова. В то время как Китай уже вовсю эксплуатирует Су-35.
В ВВС Вьетнама самыми современными боевыми самолетами являются многоцелевые истребители Су-30МК2В — 35 самолетов. Есть 12 истребителей Су-27СК, предназначенных для завоевания господства в воздухе, и двухместных учебно-боевых Су-27УБК.
При этом 40 истребителей-бомбардировщиков Су-22 (экспортная модификация Су-17) «древними» не назовешь. Потому что в конце 90-х годов они были модернизированы до модификации Су-22М4.
И, наконец, 144 легких истребителей МиГ-21, которые и намереваются заменить вьетнамцы. Правда, менять будут не все. Потому что есть некоторое количество, можно сказать, новейших МиГ-21 — МиГ-21UPG «Бизон». Эти машины появились в 1998 году. Истребителю настолько нарастили качество, что он стал, по сути, самолетом четвертого поколения. Кстати, прилетавший недавно в Москву министр обороны Индии просил поставок именно МиГ-21UPG «Бизон», а также Су-30МКИ.
В «Бизоне» существенно осовременена авионика. Новая РЛС «Копьё» имеет фазированную антенную решетку. Прекрасно работает не только с воздушными, но и с наземными и надводными целями, обладая хорошей дальностью обнаружения. Введено нашлемное целеуказание, создана «стеклянная кабина». Новая система управления вооружением позволяет применять современные ракеты «воздух-воздух», «воздух-поверхность. В арсенале истребителя появились корректируемые бомбы и противорадиолокационные и противокорабельные ракеты.
Так вот почему бы Вьетнаму не довести все свои МиГ-21 до уровня «Бизона»? Получилось бы недорого и в определенной мере современно и эффективно. Однако создается ощущение, что Вьетнам намеревается качественно догнать ВВС КНР. Хоть количественно это невозможно, поскольку китайцы эксплуатируют более 1300 самолетов фронтовой авиации различных типов: закупленных у СССР и России, построенных по лицензии, самостоятельно разработанных. Вполне понятно, что большая часть этих самолетов — это вчерашний день.
В 90-е годы Вьетнаму удавалось отслеживать ситуацию и не давать Китаю уйти далеко вперед по части истребительной ситуации. Закупки для КНР истребителей Су-27 через два года симметрично повторили и вьетнамцы. Та же история была и с Су-30. Однако затем Китай получил лицензию на производство Су-27 и довольно быстро построил 200 этих машин, которые были названы J-11.
А потом дистанция между лидером и преследователем еще больше возросла. Китай купил 24 истребителя Су-35. А также построил 20 истребителей пятого поколения J-20. Ханой заговорил о приобретении российского истребителя пятого поколения Су-57.
Похоже, что Вьетнам намеревается переиграть Китай в классе легких истребителей.
Поскольку вся фронтовая авиация во Вьетнаме советско-российская, то понятно желание приобрести самолеты именно в России. Чтобы свести к минимуму переподготовку пилотов и наземных служб. Однако, заявляет издание VietDefense, однодвигательные самолеты Россия уже не производит. А Вьетнаму нужны почему-то только однодвигательные.
Если вопрос упирается в цену, то, несомненно, можно подобрать в РСК «МиГ» что-то недорогое и двухдвигательное. Например, МиГ-29СМ, который стал в полной мере многоцелевым истребителем. То есть в него введено ракетное вооружение класса «воздух-поверхность». Предыдущие модификации были более заточены для борьбы с воздушными целями. Так вот, МиГ-29СМ стоит всего 22 млн. долларов.
При этом можно небезосновательно предположить, что денег на военную авиацию во Вьетнаме достаточно. Так, в прошлом году был заключен контракт на закупку учебно-боевых самолетов Як-130. За 12 машин платят более 350 млн. долларов. А ведь это больше учебный самолет, чем боевой. И скорость у него дозвуковая.
А можно, конечно, заменить МиГ-21 на МиГ-35 — многоцелевой истребитель среднего класса поколения 4++. Он стоит 45 млн. долларов.
Так что же из однодвигательных истребителей могло бы подойти Вьетнаму? Однозначно — F-16. За счет множества последовательных модернизаций этот самолет, эксплуатирующийся уже 40 лет, и поныне вполне современен и эффективен. А за счет суперкрупносерийного производства (построено почти 5 тыс. машин) его цена невелика — 34 млн. долларов. Однако в связи с хитроумной системой положений о продажах американской военной техники, Вьетнам не может купить F-16. Как, впрочем, и F-35, у которого тоже один двигатель, но стоимость, превышающая 100 млн. долларов.
Есть еще индийский самолет Tejas. Однако и он не подходит. И не только по эффективности. В нем используется двигатель американской компании General Electric, и, следовательно, Tejas нельзя купить на тех же основаниях, что и F-16.
Есть еще один однодвигательный истребитель — шведский JAS-39 Gripen. Самолет хороший, эксплуатируется чуть больше 20 лет. Но при этом стоит дороже, чем МиГ-35 — 48 млн. долларов. При этом реальная стоимость окажется еще больше, поскольку к «Грипину» придется докупать натовское ракетное вооружение. Для МиГ-35 ракеты уже закуплены, то есть они перейдут к нему от списываемых МиГ-21.
То есть за большие деньги в Швеции можно закупить самолет, который уступает по боевым возможностям МиГ-35.
Вот для сравнения некоторые характеристики. Вначале «Грипин», затем МиГ-35.
Ракетно-бомбовая нагрузка, кг: 5300 — 7000
Максимальная скорость, M: 2 — 2,25
Боевой радиус, км: 800 — 1000
Потолок, м: 15300 — 17500
Скороподъемность, м/с: 255 — 330