Самый популярный мессенджер в Японии Line подал заявку на первичное размещение своих акций на Токийской фондовой бирже. В ходе IPO сервис мгновенных сообщений может быть оценен в 1 трлн иен ($9,85 млрд), сообщает Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники.
За размещением бумаг в Токио, вероятно, последует выход Line на публичный рынок в США. Месяц назад источники Bloomberg сообщали, что IPO может быть проведено в ноябре нынешнего года как в Японии, так и в США. Где именно будет размещаться Line в Америке – на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) или на Nasdaq – пока не ясно.
Line контролируется южнокорейской компанией Naver Corp., ей же принадлежит крупнейший в Южной Корее поисковый оператор Naver, которому Google проигрывает конкуренцию на местном рынке. Первые сообщения о том, что компания рассматривает перспективу проведения IPO, появились в ноябре прошлого года в японской деловой газете Nikkei. Тогда сообщалось, что компания может быть оценена более чем в $10 млрд. Аналитики прогнозировали, что «японский ответ» Facebook/WhatsApp даже сможет посоревноваться в стоимости с Twitter. Сам Twitter в ходе IPO в ноябре 2013г. был оценен в $18 млрд.
Line активизировала подготовку к размещению своих акций на бирже после того, как японская корпорация Rakuten приобрела мессенджер Viber за $900 млн, а Facebook купил WhatsApp за рекордные $19 млрд в начале этого года. По данным Bloomberg, все IPO, проведенные в Японии с начала года, привлекли $6,7 млрд - по сравнению с $7,9 млрд за аналогичный период 2013г.
От Фукусимы до emoji
Line является абсолютным лидером на японском рынке мобильных социальных сервисов. Мессенджер был создан в период коммуникационного «вакуума» после землетрясения и цунами 2011г. Сразу после катастрофы в Японии обнаружилась несовершенство сотовой связи: люди не могли дозвониться до своих близких из-за перегруженных сетей. Интернет же тогда работал исправно. Первоначально с помощью Line можно было только обмениваться сообщениями и совершать бесплатные звонки.
Впоследствии сервис разросся до сложной платформы социального контента. Как отмечает портал TechCrunch, Line - это «матрешка» для других приложений. Line предлагает своим пользователям целое семейство «эппов», через которые можно читать новости, получать купоны на скидки, фотографировать, играть в игры, совершать покупки и следить за новостными лентами популярных людей и своих друзей. Три недели назад общее число скачиваний приложений, доступных в Line, превысило 1 млрд.
При этом ключевой функцией Line остается мессенджер – сейчас пользователи могут обменивать любыми сообщениями, в том числе, отправлять друг другу видео- и аудио «письма». Особую любовь пользователей Line снискали оригинальные стикеры с изображениями различных животных, являющиеся аналогами популярных emoji. Сейчас в сервисе представлены окол 1000 о 10 тыс. разновидностей подобных картинок, которыми можно выразить свои эмоции. Мессенджер остается бесплатным, однако за дополнительные опции в приложениях (например, за новые стикеры с обаятельными медведями или любимыми футболистами) придется платить.
Портал для смартфона
«Мы видим Line как портал для смартфона», – говорил этой весной Такеши Идезава, управляющий директор Line Corp. В конце прошлой недели он заявил, что число пользователей сервиса превысило 480 млн человек. При этом 85% подписчиков находятся за пределами Японии. Сервис успешно эксплуатирует стабильно высокий спрос на смартфоны в странах Азии, завоевав большую аудиторию на Тайване, в Таиланде и Индонезии. Впрочем, Идезава отмечал, что для Line приоритетными являются такие страны, как США.
Line будет непросто подвинуть своих конкурентов на уже «оккупированных» рынках. В Южной Корее, где базируется материнская компания Line, среди мессенджеров лидирует KakaoTalk, а в Китае – на крупнейшем мобильном рынке – WeChat. Однако Line уже доказал, что умеет отвоевывать рынки - на примере Испании. Выйдя на испанский рынок, в 2013г. Line подписала контракт в двумя крупнейшими футбольными клубами страны, получив право использовать изображения футболистов в стикерах, что подкупило испанцев. По данным самой Line, число ее зарегистрированных испанских пользователей составляет 16 млн человек. Общее же число пользователей смартфонов в Испании в 2013г. составило 24 млн, по данным comScore.
Line не раскрывает свою прибыль, однако его выручка за I квартал 2014г. выросла более чем в три раза в годовом исчислении – до 14,6 млрд иен ($144 млн). По итогам всего 2013г. выручка Line составила $505,8 млн. Для сравнения, аналитики оценивают продажи WhatsApp за 2013г. на уровне $20 млн - и этом при том, что купленный Facebook сервис имеет гораздо больше пользователей. По данным статистического портала Statista, количество пользователей WhatsApp в апреле нынешнего года превысило 500 млн. человек.
Алена Сухаревская