Но как воспитание гаджетами влияет на психическое здоровье малышей? Этот вопрос решила изучить команда ученых из Университета Альберты (Эдмонтон, Канада). Медики решили проанализировать базу данных Канадского исследования развития здоровья новорожденных. В ней фигурировали данные 3 455 малышей, родившихся в период с 2009 по 2012 годы. Родители заполняли очень подробный опросник, где помимо социально-экономического статуса, этнической принадлежности, особенностей питания и т.д, указывали на проблемы с гиперактивностью, дефицитом внимания, уровнем агрессивности, тревожности, депрессией и расстройствами аутического спектра. При этом, когда малышам исполнялось 3 и 5 лет, родители оценивали продолжительность общения детей с экраном телевизора или гаджета. Сюда включался просмотр телевизора/DVD, использование компьютера, планшета, мобильного телефона или видеоигры.
Выяснилась любопытная картина. Во-первых, канадским карапузам далеко до рекордов американских сверстников. В среднем они проводили с электронной игрушкой около полутора часов в день. Однако 13 процентов сорванцов 5-летнего возраста находились в виртуальном мире 2 и более часа в день. Они-то и попадали в группу риска. У ребят, воспитанных гаджетами, наблюдались эмоциональные и поведенческие проблемы.
- Статистический анализ показывает, что экранное время следует рассматривать, как фактор риска симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), – говорит ведущий автор исследования Сукхприт Тамана. – Причем это более весомый фактор, чем такие причины, как проблемы со сном, родительский стресс и социально-экономические условия.
Эксперты настаивают на том, что дети в возрасте до 5 лет могут забавляться с телевизором или гаджетом не более 1 часа в день. В идеале это должна быть высококачественная обучающая программа для ребят вроде «Улицы Сезам». Кроме того, ребенок должен ее смотреть в компании взрослых. Дело в том, что обсуждая программу родители могут обеспечить ребенку обратную связь, которая помогает ему учиться. Ведь наблюдать, как что-то делают другие, это еще не значит освоить навык самому. Тренировка с родителями помогает знанию, увиденному на экране, закрепиться в реальной жизни.