Нефтяные компании Алексея Хотина и Сергея Подлисецкого не подчинялись предписаниям природоохранных ведомств, игнорируя даже прокуратуру.
Как известно, разоренная кредитная организация — банк «Югра» — далеко не единственный актив Алексея Хотина, который, по данным журнала Forbes, в 2016 году вошел в сотню богатейших предпринимателей России. В сферу интересов входит недвижимость, прежде всего бывшие производственные помещения, которые переделывали в бизнес-центры, и топливно-энергетический комплекс. По мнению экспертов, Хотины превратили «Югру» в банк-«пылесос»: за счет вкладов населения они покупали недвижимость и относительно небольшие нефтяные компании.
Среди них НК ««Дулисьма», владеющая лицензией на Дулисьминское нефтегазоконденсатное месторождение в Иркутской области, ExillonEnergy, которая добывает углеводороды в ХМАО и Коми, компании «Негуснефть» и «Каюм нефть», работающие в ХМАО, и другие. Совокупная добыча нефтяных активов бизнесменов, объединенных на базе компании «Русь-Ойл», в 2017 году оценивалась в 4,2 млн тонн.
Руководит активами «Русь-Ойл» Сергей Подлисецкий, который считается наиболее доверенным человеком семьи Хотиных. Именно он и отвечает за всю деятельность нефтяных компаний, в том числе и за природоохранные мероприятия, призванные компенсировать вред, нанесенный при добыче углеводородов. Но, судя по всему, эта статья расходов не является обязательной для директора «Русь-Ойла».
Разработки этих месторождений ведутся с многочисленными экологическими нарушениями. Природоохранные службы фиксируют невосполнимый ущерб природе, нанесенный добывающими компаниями Хотиных. Прокуратурой и другими компетентными ведомствами составляются соответствующие предписания по устранению причиненного вреда, но собственники просто игнорируют эти бумаги.
Из попавших в прессу документов следует, что несмотря на предупреждения природоохраны, компания не выполняла предписания экологов. Так, из отчета, иллюстрированного цветными фотографиями с мест проверки, следует, что более месяца газолин сливался прямо на землю «ввиду отсутствия автоцистерн для вывоза». «Место слива находится в 20 метрах от основной дороги, легко устанавливается по запаху», — пишут в отчете проверяющие.
Газолин — это входящие в состав нефти нерастворимые в воде жидкие углеводороды. Сколько десятилетий должно пройти, прежде чем это рукотворное газолиновое озеро природа как-то нейтрализует?
После такого ущерба, сравнимого с местной экологической катастрофой, упоминание о том, что буровики оставили после себя строительный и бытовой мусор, кажется просто мелочью.
«После ухода буровиков с кустов №119 – 112 – 113 осталось значительное количество строительного мусора, песка, не выровненные площадки. (…) Твёрдые бытовые отходы, вывозимые в течение зимы на одну из полян, где должны были быть закопаны после схода снега, также находятся в зоне дороги к одному из озёр.Утилизация установленным законом способом не производится», — пишется в докладной записке по поводу грубейших нарушений природоохранных мерпориятий.
Издругих документов, ставших достоянием общественности, становится понятно, что нефтедобыча компанией«Дулисьма» ведется и вовсе незаконно: «В нашем случае проверка надзорного дела может выявить следующее: отсутствие у недропользователя ЗАО «НК Дулисьма» (далее – НКД)… договоров на 2018г. с аварийно-спасательными и противофонтанными службами и, как следствие, — запрет на пользование недрами в виде отзыва согласования плана горных работ по ДНГКМ на 2018г. как по добыче, так и по бурению», — сообщается в одной из записок.
И это далеко не единичный случай. Впрочем, структуры Хотина нарушали закон не только в части экологии, но зачастую выкачивали нефть вообще без разрешений. Так, из письма-требования прокурора ХМАО-Югра гендиректору нефтяной компании АО «Каюмнефть» следует, что и это предприятие в 2018 году добывало нефть незаконно, поскольку у него не было на это соответствующих документов.
«В ходе проверки установлено, что АО «Каюм нефть» на территории ХМАО-Югра введен в эксплуатацию куст 8Л Лумутинского месторождения, при этом из скважин, пробуренных в границах кустовой площадки, обществом осуществляется добыча нефти. Однако, по информации, предоставленной Департаментом строительства ХМАО-Югры, разрешения о вводе в эксплуатацию данной кустовой площадки и линейных объектов в пределах коридора коммуникаций к ней в порядке ст.55 Градостроительного кодекса РФ не выдавалось».
Собственно, эти примеры показывают, что нефтяные компании Хотиныхне только нарушали законодательство об использовании недр, но еще и экономили практически на всех природоохранных мероприятиях, которые четко прописаны в соответствующих документах на добычу углеводородов. Очевидно, что главной задачей, поставленной собственниками перед руководителями предприятий, было выкачивание денег из российских недр. Деньги, деньги, деньгилюбой ценой, невзирая ни на что: ни на опустошенную и изуродованную землю, ни на предписания природозащитных и правоохранительных органов…
Вот уж поистине «черное золото», точнее, черные деньги.