Чехия получает нефть по второй, южной ветке построенного в 1960х трубопровода вместе с Венгрией и Словакией. До них нефть, загрязненная хлором, который способен вызывать коррозию труб и оборудования на НПЗ, дойдет через через 4-5 дней, сообщил белорусский оператор «Гомельтранснефть Дружба».
Венгерская нефтегазовая корпорация MOL пока продолжает прием Urals по «Дружбе» и ее прокачку в Словакию, говорят источники Reuters. Нефтетрейдеры тем временем начали отказываться от партий, которые реализуются через порт Усть-Луга на Балтийском море.
Содержание органического хлора превышает норму в десятки раз, сообщил агентству один из участников рынка. По словам другого, Польша активно ищет на рынке морские партии российской нефти с отгрузкой из порта Приморска, где качество сырья стабильно, чтобы заместить выпадающие объемы из Усть-Луги.
Пока же полностью перекрыта основаная ветка «Дружбы», которая ведет в Германию и по которой за рубеж уходит 0,7 млн баррелей в день – около 13% всего нефтяного экспорта России. Россия признает проблемы с качеством нефти, которая поступает в нефтепровод «Дружба» и обещает устранить их в ближайшее время, заявил ТАСС представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус.
Козак в четверг обсудит качество российской экспортной нефти с послом Белоруссии в РФ Владимиром Семашко, в переговорах примет участие глава Белнефтехима Андрей Рыбаков. «Проблема носит сугубо технический характер. Набор технических мероприятий реализуется с российский стороны», – сказал Джус, не уточнив сроков.
«Судя по масштабам, это серьезная авария», – говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин. – «Транснефть» говорит, что ее устранят за 8-10 дней, но как-то в это еще пока не верится. Нужно будет по участкам их отключать, освобождать от нефти, промывать, а потом снова запускать нефть. Это гигантская работа, которая будет стоить миллионы долларов». У Польши существуют альтернативные пути, у Германии, до которой, судя по всему, не дошла эта зараженная нефть, тоже есть возможность получать топливо из других источников, продолжает Крутихин.
«А что касается двух белорусских заводов, то, несмотря на заявления о том, что они способны и через Прибалтику получать, и из Азербайджана, и еще откуда-то, когда мы анализируем все эти возможные маршруты, получается, что заменить поток по системе «Дружба» невозможно», – считает эксперт.