Весной и в начале лета Кинологистика выпускает в прокат целый ряд разножанровых проектов: хорроры, фэнтези и анимационные ленты. Директор компании Анатолий Сергеев в интервью корреспонденту портала ПрофиСинема рассказал о личном взгляде на состояние рынка независимого кинопроката, факторах риска, своих будущих релизах, объяснил, на что он делает ставки при выборе фильмов для дистрибуции, и откровенно поделился тем, насколько важно сохранять оптимизм в работе.
Елена Трусова:
На сегодняшний день состояние рынка независимого кинопроката в России не самое благоприятное. Как вы думаете, какие тенденции для независимых кинопрокатчиков будут характерны в ближайшие годы?
Анатолий Сергеев:
Я всегда смотрю на жизнь оптимистично и стараюсь этот оптимизм транслировать, но для независимого дистрибьютора на российском рынке сегодня такая задача не из легких. И все же нужно верить в лучшее, меняться, развивать экспертизу, искать продукт, который найдет свою аудиторию, и продолжать делать повседневную работу с горящими глазами и открытым сердцем, сотрудничать с надежными партнерами и самому быть таким же, при любых обстоятельствах оставаться, прежде всего, человеком.
Определенный оптимизм мне внушают результаты прошлого года, который оказался для компании очень успешным. Таким образом, мы смогли скорректировать планы на будущее, сделать несколько стратегических закупок. В этом году мы выпустим много проектов, ориентированных на детскую аудиторию. Особого внимания заслуживают анимационные фильмы, созданные с большим талантом, любовью и по лучшим стандартам мировой анимации. Это «Кунг-фу воин», «Спасатели» и «Улетные букашки». Недавно мы приобрели два полнометражных мультфильма о новых приключениях уже полюбившегося детям «Пингвиненка Пороро», мы также делаем на него большие ставки. Кстати, готовим всероссийский конкурс талантов «Спой вместе с Пороро». В этом плане перенимаем очень успешную практику Кореи.
Мы продолжаем работать и с арт-релизами, хотя сейчас это наиболее конкурентный сегмент проката. Уже давно стоимость прав на арт-фильмы - как у крупных жанровых проектов. При выпуске арт-проекта нужен точечный букинг: прокатчик не должен звонить с предложением о прокате в 500-600 кинотеатров, а только в те, которые занимаются прокатом подобного кино, нужно сосредоточиться исключительно на них. Многие из них сами выйдут с инициативой о показе. Но при этом увеличивается нагрузка на пиар и маркетинг, нужно уделять большое внимание созданию флера «событийности проекта».
В данном сегменте, я считаю, конкуренция будет только расти.
Вообще, мы стараемся экспериментировать, пробовать новое. Так, например, 2 мая выпускаем документальный фильм про супергероев комиксов.
Елена Трусова:
Раз уж вы начали говорить про фильм «Супергерои», который скоро выйдет в прокат, то почему все-таки решили взяться за документальное кино? Может вам близка тема комиксов и супергероев? Она действительно очень актуальна в последнее время.
Анатолий Сергеев:
В прошлом году я хотел приобрести документальный фильм «Почему мы креативны?», был в одном шаге от его покупки, но партнеры не поверили. В итоге его выпустил другой дистрибьютор, и фильм прошел вполне неплохо. Для меня этот случай стал подтверждением правильного ощущения насчет рынка. Я верю в документальное кино.
Что касается фильма о супергероях, то тема, безусловно, коммерческая. Перед нашим релизом выходят новые «Мстители», а сейчас на экранах «Шазам!». Практически каждый месяц выходит очередной проект по комиксам. Самые крупные и масштабные фильмы сняты под крылом первооткрывателей - Marvel либо DC. Наша картина дает любопытный исторический анализ, рассказывает, кто был первым, какие герои стали успешными. Этот материал будет интересен не только фанатам, но и всем, кто хочет понимать, что происходит в мировом кинопрокате, и знать тенденции его дальнейшего развития.
Мне всегда был интересен феномен комиксов. В наши 20+ мы пытались понять, почему такие крутые ребята, как, например, режиссер Кевин Смит, фильмы которого в подростковом возрасте я знал почти наизусть, преданный фанат мира графических романов. Чем они его пленили? И лишь с годами ты понимаешь, что во многих комиксах очень сложные глубокие сюжеты, классные визуальные решения и кипят шекспировские страсти. Фильм подробно разбирает феномен первых популярных героев: Супермена и Бэтмена. Один из них обладает самыми мощными способностями, умеет летать, практически неуязвим и находится на одной стороне спектра, а второй без сверхспособностей, обычный человек из плоти и крови, просто очень богатый - на другой стороне спектра. Все существующие супергерои, если их расположить на одной линии, окажутся внутри этого спектра.
Елена Трусова:
Вы начали очень оптимистично, но хотелось бы вернуться еще к российским реалиям. У нас в стране, по мнению многих кинопрокатчиков, не все гладко с цензурой. Минкульт может перенести даты релиза, повысить рейтинги, а то и вовсе не дать фильму прокатное удостоверение. Какое ваше мнение по этому поводу? И были ли в вашей практике случаи, когда вы владели правами на контент, содержание которого могло кому-то показаться спорным?
Анатолий Сергеев:
Вспоминаю, как посмотрел первые материалы по фильму «Смерть Сталина» на одном из кинорынков, даже не стал спрашивать стоимость прав на фильм, ибо все было ясно – прокатное удостоверение на него не получить. Продавцы тогда посмеялись и согласились. Прошло несколько месяцев, фильм появился в прокатных планах Вольги, я восхитился смелостью и подумал: «А вдруг у них получится?» Но я в такие игры играть не планирую. В нашем прокате есть определенные границы, выйти за которые не получится. Сражаться с ветряными мельницами, возможно, интересный процесс, но крайне изматывающий и малоперспективный. Зато об этом слагают легенды, появляется дополнительная лояльность определенной аудитории, что поможет компании в будущем привлечь внимание к остальным проектам.
Другой пример, когда сразу после шумихи на Сандэнс я посмотрел «Мэнди», то отметил классную стилизацию под кино 80-х, атмосферу, мифологизм, ярких антагонистов и отличную игру Николаса Кейджа. Но в фильме также мощный антирелигиозный подтекст, который заставил меня предположить, что и у этой картины могут быть сложности с прокатом. Поэтому я не стал его приобретать. Зачем тратить большое количество средств и усилий на подготовку к релизу, чтобы потом иметь сложности с прокатом? Если я заранее понимаю, что с фильмом будут проблемы, то не буду за него браться. Нужно ценить свое время и правильно расставлять приоритеты. Однако фильм прокатное получил. Было ли это легко и были ли приняты какие-то дополнительные меры - я не знаю. То же самое было с картиной «Девочка». Фильм любопытный, но был отсеян сразу же из-за возможных сложностей. Однако прокатное удостоверение ему выдали, и прошел он неплохо.
Нашему рынку не хватает прозрачности. Хотелось бы, чтобы государство более четко формулировало условия работы на рынке, чтобы процесс получения прокатного удостоверения был не сложнее, чем в Украине и Казахстане. В нашей стране, к сожалению, получается, что горизонт планирования в бизнесе почти отсутствует, и от этого страдают все. Дистрибьютор не всегда может быть уверен, получит ли он прокатное удостоверение, подав фильм за месяц до старта, передвинут ли даты релиза, найдется ли какой-то нюанс в поданных материалах. Очень непредсказуема техническая сторона приемки фильма. У нас в практике был случай, когда фильм прошел все стадии мировой сертификации, получил ОК в американской системе оценки качества, но в России его никак не могли принять из-за выпадающего кадра в одной из сцен. Этот момент не заметит никто, зритель точно не обратит внимания, но фильм не принимали. Нам пришлось связаться с режиссером фильма в Великобритании, попросить его пересобрать этот фрагмент. Оказалось, что эта сцена снималась на камеру с другой частотой съемки, и есть только два дубля: с выпадающим кадром (который и вошел в финальную мировую версию фильма) и неудачный дубль, в котором на заднем плане были ноги посторонних людей. Нам пришлось брать сцену с ногами, применять обрезку уже в России и подавать фильм на приемку в третий раз. Конечно, это все встало в копеечку - тройная оплата за технические работы и так далее. Ситуация держала нас в тонусе долго. Фильм, приобретенный в декабре, вышел в прокат только в августе. Мне кажется, больше нигде в мире нет таких сложностей по части технической приемки фильмов.
Кстати, если взять случай спора анимационных фильмов «Гурвинек. Волшебная игра» и «Королевский корги» о дате 7 марта, то здесь выиграла компания Universal, которая выпустила «Как приручить дракона – 3» 21 февраля. Когда кинотеатры снимали «Королевского корги» с показа, они дали больше сеансов не «Гурвинеку», а «Дракону», который на третьем уикенде чувствовал себя очень уверенно, и в результате потерял лишь 22% по отношению к предыдущему уикенду.
Такая ситуация мешает и бизнесу, и аудитории, у которой может не быть выбора, на что сходить, и работе кинотеатров, которые, наоборот, нуждаются в поддержке.
У меня есть альтернативное предложение к государству: если есть необходимость увеличить присутствие российского кино в прокате и долю его сборов, то необходимо предоставить каждому российскому проекту (с амбициями от 200 копий) прямую рекламу на государственных телевизионных каналах. Эти каналы существуют на деньги налогоплательщиков, а телереклама мощно поможет каждому российскому проекту, большая часть которых тоже снята на деньги россиян. Получится взаимное положительное влияние. Почему государство почти не помогает в рекламном продвижении российского кино? Есть же много возможностей сделать так, чтобы аудитория узнала о фильме и пошла в кинотеатры. Так и дистрибьюторы будут браться за релизы с бóльшим желанием.
Елена Трусова:
Если вернуться к теме бизнеса. В любом бизнесе существует фактор риска. Насколько я поняла, вы не отдаете предпочтение рисковым проектам. Расскажите поподробнее, как вы выбираете фильмы для проката.
Анатолий Сергеев:
Наш бизнес, к сожалению, часто похож на русскую рулетку. И в ней можно влететь на последнюю рубашку, но может и повезти. Приведу в пример недавний случай. В декабре один из самых главных экспертов рынка, с мощным опытом росписи сетей в течение не одного десятка лет, сказал мне, что посмотрел фильм «Зеленая книга»: «Он мне так понравился, и я понимаю, что он ничего не соберет, но все равно поставлю его небольшим форматом». Я тогда тоже думал, что у фильма есть потенциал, в среднем на 70-100 млн рублей. Сборов более 550 млн никто не ожидал.
При отборе фильмов использую многолетний опыт экспертизы кинорынка, стараюсь учитывать свой личный вкус и интерес с коммерческим подходом. Нужно получать удовольствие от процесса. Интересный пример: я нашел отличный проект еще на стадии сценария, прочитал, влюбился, 3 года за ним ходил. Получил положительный ответ от продавца. Потом девушка, с которой я общался по проекту, ушла в декрет, затем вышла из декрета, и оказалось, что кто-то из российских прокатчиков сделал более привлекательное коммерческое предложение. Я повысил наше предложение, возникла пауза. А когда спустя полгода я попросил уточнить статус проекта, то получил ответ: «Извините, фильм продан за еще более высокую цену». Да, это бизнес. Мы все ныряльщики за жемчугом. У кого-то есть для этого скафандр, кто-то в подводной лодке, а кто-то… в набедренной повязке.
Мы постепенно наращиваем оборот, переходя от нерискованных проектов к более высоким ставкам. Конечно, не всегда все срабатывает, как хотелось, но плюс-минус мы идем в ожидаемых рамках.
Елена Трусова:
А что касается кинотеатров. Работать с ними не всегда просто. Бывает, что они могут дать отказ только потому, что «не верят в это кино». Пытаетесь ли вы переубедить их в таком случае?
Анатолий Сергеев:
Все зависит от конкретного кинотеатра. Прежде всего нужен диалог. Отказы могут звучать по-разному. Кто-то просто не берет трубку и не отвечает на письма – и это самый обидный вид отказа. Есть случаи, когда предлагают какие-то другие варианты и объясняют их логичность. Знаю, что некоторые прокатные компании не принимают отказы и настаивают на своем, звоня каждый день. Но мы такое не практикуем. Стараемся беречь время кинотеатров, свое время, и сохранять хорошие отношения.
Елена Трусова:
В одном из интервью вы сказали, что важно просматривать свои фильмы в кинотеатре вместе с аудиторией. До сих пор так делаете?
Анатолий Сергеев:
Да, когда получается. Это особенное ощущение, когда ты можешь прочувствовать результат всей проделанной работы, когда ты чем-то доволен, как участник процесса, и хочешь увидеть реакцию аудитории. У меня есть пунктик – я стараюсь большое внимание уделить тексту. Очень внимательно читаю и правлю текст от переводчика, избавляюсь от избитых фраз и литературщины. Стараюсь адаптировать все шутки под российскую аудиторию. Бывает чисто американский юмор, и простой перевод убивает талантливую шутку. Корявая фраза может исказить смысл всего диалога, и зритель лишается удовольствия по достоинству оценить то, что создавали для него сначала сценарист, а потом актеры и режиссер. Стоит продолжить их старания.
Для мультфильмов «Кунг-фу воин», «Спасатели», «Улетные букашки», «Волшебный лес» мы адаптировали не только шутки, но и музыку. В этом нам помогла группа «Практика», с которой мы постоянно работаем. Отдельное спасибо Ксении Стрижаковой за то, что она создает идеальные саундтреки.
Елена Трусова:
Хотелось бы еще немного затронуть тему онлайн-просмотра кино. Уровень кинопиратства в России по-прежнему находится на стабильно высоком уровне. Однако за последние несколько лет обозначилась тенденция роста легального онлайн-просмотра. Как вы оцениваете успешность данного бизнеса у нас в стране?
Анатолий Сергеев:
Сознательный российский зритель платит за просмотр в интернете, и с каждым годом будет платить охотнее. Почти каждый месяц мы слышим о том, что очередная компания, например, Яндекс, открывает свой онлайн-сервис по просмотру или запускает сериал. Этот бизнес сейчас переживает период взрывного роста. Для современного зрителя телевидение устарело, он требует других форматов, большей свободы, новых способов рассказывания историй. Онлайн-сервисы в этом плане удовлетворяют запросы аудитории.
Елена Трусова:
В настоящее время зрителя все равно сложно чем-то удивить. Последние, кому удалось это сделать, – Netflix с серией «Черного зеркала» под названием «Брандашмыг», где зритель мог выбирать варианты развития сюжета, тем самым доводя картину до пяти разных концовок. Как вы относитесь к интерактиву в кино?
Анатолий Сергеев:
Нужно сказать, что компания Netflix была не первой, кто это сделал. Еще лет 6 назад выходили рекламные проекты, где нужно было так же выбрать вариант развития сюжета. Эти фишки пришли из игр, и виртуальная реальность будет входить в нашу жизнь все больше. Netflix удается менять стандартное отношение к повествованию. Особенно стоит отметить и весь сериал «Черное зеркало», который удивительно точно предсказывает будущее и показывает, насколько технологии захватили всю нашу жизнь.
Елена Трусова:
А что касается будущего нашего регионального кино: как вы считаете, есть ли у него потенциал, чтобы выйти на федеральный уровень? Чем оно может заинтересовать более широкого зрителя?
Анатолий Сергеев:
Мы недавно выпустили фильм регионального производства - «Водяная», который стал успешным, прежде всего с точки зрения работы с кинотеатрами (260 площадок взяли фильм только в России, плюс несколько кинотеатров Казахстана). Это говорит о том, что потенциал существует.
Всегда с интересом слежу за тем, что происходит в Якутии. Недавно крупный интернет-холдинг заявил о планах поддержки регионального кино, это многих воодушевило. Считаю, что кино в регионах снимать нужно с расчетом на то, чтобы вызывать интерес у всей российской аудитории.
В Якутии множество коммерчески успешных релизов. Недавняя якутская комедия «Агент Мамбо» собрала на сегодняшний день около 15 млн рублей. Учитывая, что демонстрировали фильм в десяти или немногим больше кинотеатрах, мы получаем более миллиона рублей на копию за четыре недели! Потрясающая наработка уровня «Зеленой книги», только фильм «Зеленая книга» к такому результату шел не один месяц. Для якутского рынка «Агент Мамбо» оказался успешным проектом, будет ли он интересен для российского зрителя – сказать затрудняюсь.
Елена Трусова:
Расскажите о прокатных планах компании Кинологистика и проектах, на которые вы делаете наибольшие ставки.
Анатолий Сергеев:
У нас большие планы по серии анимационных фильмов про пингвиненка Пороро. Как я уже говорил, мы проведем большой музыкальный конкурс, где детки со всей страны будут петь песню из фильма. Выпустим два проекта с потрясающими вирусными песенками - дети придут от них в восторг.
В июне выйдет два ярких анимационных фильма – «Кунг-фу воин» и «Спасатели». Есть два очень интересных игровых фильма для детей – «Маленькая мисс Дулиттл» про девочку, которая умеет разговаривать с животными, и «Мой друг робот».
Запланирована серия фильмов про медвежонка Бамси, которую мы выпустим с партнерами, компанией CD Land.
В анимационном фильме «Волшебный лес» много песен, а ироничность истории напоминает классику - Братца Кролика и Братца Лиса. В «Улетных букашках» помимо букашек есть еще и крутой робот из космоса, а сюжет с подробным описанием быта забавных насекомых точно понравится детям. В «Фиш и Чип. Вредные друзья» можно угадать классическую историю Тома и Джерри, только здесь враждуют кот и рыбка. В оригинале одного из героев озвучивал Джон Легуизамо, прекрасный актер, за творческим путем которого слежу практически с детства.
У нас есть линейка хорроров, в которой мы делаем ставку на фильм «Вельзевул» с мощными спецэффектами. «Дитя тьмы» расскажет зловещую легенду про существ из леса, которые хотят заменить собой детей. Думаю, что недавний «Мы» был на похожую тему, но оказался слишком претенциозным и авторским. Я большой фанат фильма «Песнь дьявола» - это один из лучших ужастиков за последние несколько лет. «Злой дух», который выйдет 25 апреля, очень походит на «Бабадука». С первых кадров можно проникнуться талантливо созданной атмосферой этого фильма.
Особняком стоит кровожадная черная комедия с той Деми Мур, по которой мы все скучали, - «Корпоративные животные» в лучших традициях «Убойных каникул» и «Убойного уикенда». Выпустим ее в дату мировой премьеры - в ноябре. Также в фильме снялись: звезда франшизы «Мальчишник» Эд Хелмс, Джессика Уильямс («Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда») и стремительно взлетевший молодой актер Каран Сони («Дэдпул 1-2», «Покемон. Детектив Пикачу», «Чудотворцы»).
С большим нетерпением ждем выхода каждого проекта и надеемся, что они понравятся зрителям.
Фото Валерия Кузнецова
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Елена Трусова