Конгресс США одобрил законопроект о противодействии поставкам российского газа в Европу. Он должен убедить страны Евросоюза сделать выбор источников энергоресурсов и маршруты их поставок не в пользу Москвы. По мнению США, это укрепит энергобезопасность европейских государств. Однако, как полагают эксперты, опираясь на новый закон, Вашингтон собирается отобрать у России часть энергетического рынка Старого Света, хотя в настоящий момент американские компании не могут составить нашей стране конкуренцию как по ценам, так и по возможным объемам поставок газа в Европу.
Законопроект Конгресса содержит несколько пунктов: сокращение зависимости Европы от российского газа, увеличение конкуренции, инвестиции американских фирм в энергоинфраструктуру Европы и рост экспорта энергоресурсов из США. Последняя статья считается наиболее важной. «Явно прослеживается коммерческий интерес: нужно сократить зависимость от России, но повысить зависимость от США», — отмечает заведующая Сектором международно-политических проблем Европы ИМЭМО РАН Надежда Арбатова.
В 2018 году доля России в энергобалансе Старого Света составила 36,7%. Для того, чтобы понять, сможет ли американский СПГ конкурировать с российским топливом по ценам, надо определить его стоимость. Номинальная цена газа в США определяется биржевыми ценами — сейчас это около $96 за тысячу кубометров. С учетом транспортировки от перегрузочного узла до завода по сжижению газа, стоимость топлива увеличится на 15% — до $110. Услуги по сжижению обходятся в дополнительные 80%, что доводит себестоимость газа до $200. Расходы по доставке СПГ из США в Европы оцениваются в $35 за тысячу кубов. После этого топливо необходимо переработать. Это добавляет в цену еще 50%. То есть, на европейском рынке стоимость тысячи кубометров составляет примерно $300. Причем, в настоящее время цены СПГ в США невероятно низкие — в ноябре 2018 года тысяча «кубов» там стоила почти $165. При таких ценах себестоимость поставок в Европу могли бы превысить $500. Для примера, стоимость российского трубопроводного аналога составляет $230-250 за тыс «кубов».
Впрочем, европейцы могут и поддастся давлению Вашингтона, и по политическим причинам увеличить закупку более дорогого американского топлива. У американского законопроекта, как говорят эксперты, есть высокие шансы пройти через Сенат и получить подпись президента Дональда Трампа, так как в Палате представителей Конгресса он был одобрен подавляющим большинством голосов — как республиканцев, так и демократов.
Впрочем, в отношении возможных объемов поставок конкуренция США с «Газпромом» также пока также выглядит маловероятной. В Штатах в 2018 году работали два завода по производству СПГ мощностью в 32 млрд кубометров. Причем, в Европу было отправлено лишь треть от этого объема. Для «Газпрома», поставки которого в ЕС превышают 200 млрд «кубов», такой объем не является серьезным соперником. Правда, Вашингтон наращивает мощности. В 2022 году в США должен заработать новый завод по сжижению газа мощностью еще в 31 млрд кубометров, часть из которых может экспортироваться в Европу. Кроме того, о планах нарастить производство СПГ до 100 млн тонн заявили Австралия и Катар. Если сложность логистики доставки топлива из «Зеленого континента» в ЕС может помешать осуществлению этих надежд, то ближневосточное государство может потеснить позиции России в Европе.
Помимо нашей страны, в настоящее время крупнейшими поставщиками «голубого топлива» в Европу являются Норвегия (24%), Алжир (11%) и Катар (6%). На иных экспортеров, включая США, приходится 25%.
Сохранит ли наш 5ea8 а страна в будущем свою долю в европейском энергобалансе, будет зависеть от сроков и условий ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток - 2». Европа требует, чтобы «Газпром» предоставил половину мощностей этой трубы независимым поставщикам. Однако газопровод предполагает использование только российской ресурсной базы. Если поставки по этому маршруту все-таки будут ограничены на половину, то наша страна рискует снизить поставки «голубого топлива» в Европу на 27,5 млрд кубометров (при условии, что не будет продлено соглашение по транзиту газа через Украину, которое заканчивается 1 января 2020 года). В деньгах эти потери составят чуть менее $6,9 млрд — примерно одна пятая экспортной выручки «Газпрома» за прошлый год (доля в европейском энергобалансе упадет почти на 5%).
Но даже при таком развитии событий, оперативно занять потерянную Россией нишу в Европе у США не получится. Однако поставки СПГ могут нарастить наши конкуренты — Норвегия, Алжир и Катар. С одной стороны, в 2018 году их совокупный экспорт в Европу упал почти на 3% — с 208 млрд до 202 млрд кубометров. С другой стороны, по словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, найти газ на мировом рынке сейчас не трудно — в отношении СПГ даже наблюдается серьезное перепроизводство. «Вместе с тем, поставки сжиженного топлива морским путем всегда сопряжены с рисками, тогда как трубопроводы служат залогом стабильного обеспечения. Возможно, Европа обратит внимание на американские резолюции, но их «бумажный» характер и сомнительные обещания инвестиций, скорее всего, вынудит европейцев проголосовать в пользу российского топлива. «Газпрому» могут быть поставлены некоторые условия по поводу снижения цен, но коммерческая выгода выбора ЕС в пользу России очевидна», — считает эксперт.