В среду 20 марта государственный прокурор Мюнхена Кай Гребер сделал заявление, проливающее свет на некоторые детали допингового скандала, который стартовал на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Зеефельде почти месяц назад. Напомню, тогда полиция совершила рейд, в результате которого были задержаны и допрошены несколько лыжников, приехавших выступать на ЧМ. Ими оказались два эстонских, два австрийских и один казахстанский спортсмен. Затем к ним присоединились еще два велогонщика, и чуть позже — еще один эстонский лыжник. Видео с переливанием крови, за которым застали одного из австрийских лыжников, Макса Хауке, облетело весь мир.
По итогам расследования полиция получила доступ к клинике, где проводились манипуляции с кровью, и задержала доктора Марка Шмидта, осуществлявшего все эти процедуры. Доктор сразу начал активно сотрудничать со следствием, и вот что в итоге удалось выяснить:
В данный момент под подозрением находится 21 спортсмен Они представляют пять видов спорта, три зимних и два летних Известно о сотнях (в оригинале — трехзначном числе) случаев переливания крови Запрещенные процедуры осуществлялись на территории: Германии, Австрии, Италии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Хорватии, Словении, Гавайских островов и Южной Кореи. Некоторые участники процесса работы с кровью не имели медицинского образования.Цена сопровождения спортсмена составляла от 4 до 12 тысяч евро за сезон.
О чем говорит появление в списке Гавайских островов…Российские СМИ немного неточно перевели список стран, а именно — как страны, откуда спортсмены родом. Это не так. Речь о странах, на территории которых осуществлялись процедуры. И в этом плане указание Гавайских островов крайне важно.
Триатлон / Фото: © Getty Images
Дело в том, что на Гавайях проходит только одно событие, которое может привлечь спортсмена, нуждающегося в переливании крови (специализирующегося на выносливости) и достаточно богатого, чтобы себе это позволить. Это чемпионат мира по триатлону «Ironman». Таким образом, становится понятен второй летний вид спорта (первый уже известен, это шоссейные велогонки).
Из трех зимних уже точно известно про лыжные гонки, и, судя по списку стран, к ним прибавится биатлон. Третий зимний вид спорта угадать сложно, но переливания требуются только в циклических видах, а их остается не так много: конькобежный спорт и лыжное двоеборье.
…и Южной КореиВозвращаясь к потенциальному списку стран, гражданами которых являются спортсмены, вовлеченные в сеть, — скорее всего, дело ограничится немецкоязычной спортивной диаспорой и примкнувшими к ней прибалтами, давно живущими в той же Австрии. Сама схема передачи информации о возможности использования допинга не предполагает расклеивания рекламных билбордов. Это остается достоянием узкого круга людей, лично знакомых и уверенных (раньше) друг в друге. Так что не будет никакой экзотики.
Сам список стран на это указывает очень четко:
Германия — центр схемы, страна, где находилась клиника. Австрия — еще одна страна, где жили спортсмены и проводились манипуляции плюс ЧМ по лыжным гонкам Италия — велогонки Швеция — старты по биатлону и/или лыжным гонкам Финляндия — старты по биатлону и/или лыжным гонкам Эстония — старты по биатлону и/или лыжным гонкам Хорватия — велогонки Словения — велогонки Гавайи — триатлон Южная Корея — Олимпиада-2018О последнем пункте чуть подробнее. Провезти мешк 9fc и с кровью в Южную Корею просто так было нельзя. Мешок требует охлаждения, соответственно, хранения в термоконтейнере. Все это могло вызвать вопросы при досмотре багажа в аэропорту. В этой связи самое интересное и, к сожалению, оставшееся нераскрытым — как именно мешки попали в Южную Корею? Какая была логистика этого груза?
Фото: © Reuters
Сам же факт использования допинга на Олимпиаде не является чем-то необычным. Другой вопрос, что после того как сборную России прошерстили во время допуска на Игры, вычеркнув всех, кто вызывал хоть какие-то подозрения, неловко выяснить, что в то же самое время «чистые» европейцы лили кровь где-то за стенкой олимпийской деревни.
Что дальшеРасследование полиции в данный момент идет по достаточно простому сценарию. В Германии за нарушение антидопинговых правил полагается от одного до десяти лет тюрьмы. Однако тем, кто сотрудничает со следствием и активно сдает подельников, могут простить практически все, ограничившись условным сроком или штрафом. Такая мотивация развязывает языки.
Учитывая масштабы дела, следует ожидать огласки фамилий спортсменов. Уж если полиции известно, что кровь переливалась в конкретных странах, то, значит, известно и кому она переливалась. Скорее всего, в данный момент 5ae0 речь идет о склонении указанных атлетов к сотрудничеству с органами в обмен на смягчение наказания.