Замороженные накопления растают без следа
Власти не могут предложить вариант формирования накопительной пенсии. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев признал, что ведомство не готово представить четкий документ по индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК). При этом старая система накоплений разрушена шесть лет назад.
Цивилизованно формировать пенсионные накопления будущим пенсионерам, которые хотят сами позаботиться о себе на старости лет, по-прежнему негде. Новый механизм ИПК, анонсируемый властью уже третий год, все никак не представят в рабочем варианте. Камнем преткновения, напомним, является вопрос об обязательности либо добровольности перечисления средств на счета ИПК. Для первого варианта власти не могут определиться с суммой дохода, подразумевающего автоматическое подключение к системе. В случае «необязаловки» модель превращается в профанацию. К тому же, отчисления на эти гипотетические пока счета предполагается производить за счет работника (до 6% от зарплаты), что по сути означает дополнительную фискальную нагрузку, и у такого подхода масса оппонентов. «Мы зависли, - признал высокий замминистра финансов. - Там много причин, и одна из них - нежелание в целом ломать в очередной раз систему».
Интересно, какую систему он имеет в виду? В пенсионной сфере уже шестой год отсутствует какая-либо модель накоплений. Прежнюю, действовавшую с начала 2000-х, разрушили в 2014 году, объявив о временной «заморозке» пенсионных накоплений. Сейчас режим моратория на них продлен до 2020 года. «В начале «нулевых» накопительная часть пенсий формировалась как разумная часть будущего пенсионного обеспечения. Люди на нее рассчитывали. А потом государство нарушило свои обязательства и «заморозило» их накопления», - оценивает произошедшее Леонтий Бызов, ведущий научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.
На развалинах прежней пенсионной системы сейчас вакуум. Глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов, например, на днях заявил, что накопительную часть пенсии вообще нужно отменить. По факту и отменять нечего: этой компоненты физически не существует. Ничего нового государство до сих пор предложить не может. «И понятно почему, - не удивляется Бызов. - Сейчас сложно убедить людей снова где-то, под государственным патронажем, откладывать накопления на пенсию, потому что нет уверенности в том, что государство под предлогом очередной целесообразности, не отнимет их».
Народ явно дезориентрован. Один мой ответственный и эмоциональный коллега недавно переживал вслух: «Ну где, скажите, где мне копить себе на пенсию?!». Ответ пока единственный. Тот, что в рифму.