Крупный промышленный бизнес в России с нарастающим пессимизмом смотрит на перспективы экономики и не видит смысла в долгосрочных инвестициях в страну.Практически каждое второе предприятие в производственном секторе (48%) в принципе не имеет долгосрочных планов по капитальным вложениям в развитие бизнеса, показало исследование Высшей школы экономики, подготовленное на основе опроса более 24 тысяч топ-менеджеров в промышленности.
Инвестировать «в долгую», развивая в проекты сроком больше 10 лет, способные дать максимальный мультипликативный эффект на экономику, готовы лишь 5% компаний.
Среди имеющих инвестиционные планы большинство — 37% — ориентируются на горизонт лишь до 2020 года. Еще 10% готовы вложиться на срок до 2025 года.
Настроения крупного бизнеса поступательно ухудшаются второй год подряд, и объявленные планы экономического рывка не смогли остановить этот процесс: почти 70% предпринимателей сообщили, что не ожидают улучшений условий для инвестиций; 10% заявили, что прогнозируют их дальнейшее ухудшение.
Растиражированное мнение о том, что инвестировать бизнесу мешают высокие ставки по кредитам, «излишне мифологизировано», говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
На этот фактор в ходе опроса указали 24% респондентов из обрабатывающей промышленности. А почти вдвое больше — 46% — назвали в качестве препятствия «неопределенность экономической ситуации».
«О каких инвестиционных или инновационных инициативах можно говорить, если почти половина предпринимателей, осуществляющих свой бизнес в обрабатывающей промышленности не очень понимают, что происходит в экономике, — рассуждает Остапкович. — Естественно, по этим причинам предприниматели боятся рисковать и сокращают горизонт стратегического экономического планирования своих предприятий, что в результате ведет к стагнации производства».
Между тем инвестиции жизненно необходимы промышленности, которая продолжает работать на ветхих и устаревающих мощностях.
Так, средний возраст оборудования на фабриках и заводах обрабатывающего сектора по итогам 2018 года составил 10 лет, средний возраст транспорта — 9 лет, причем последний показатель не изменился по сравнению с 2008 годом.
Падение рубля — на 18% за 2018 год — осложнило закупку оборудования по импорту: 52% участников опроса назвали в качестве препятствия для инвестиций «параметры курсовой политики в стране».
По данным ФТС, импорт машин и оборудования вырос всего на 1,1% в долларах, а в физическом выражении — поставки и вовсе сократились.
Но на стареющих основных фондах увеличить производительность труда практически невозможно, предупреждает Остапкович.
«Учитывая, что в настоящее время увеличение производительности труда является одним из главных факторов роста промышленности в частности и экономики в целом, необходимо срочно улучшать возрастную структуру основных фондов на большинстве отечественных промышленных предприятиях, за счет, пусть даже высокозатратного, инновационного и технологического прорыва, иначе выйти на среднемировые темпы роста экономики будет затруднительно», — заключает эксперт.