Оказалось, что полевые мыши (apodemus agrarius) отличают, к примеру, пять от десяти, пять от шести, восемь от девяти. Это превосходит способности многих приматов, отмечают исследователи. Так, в лесу мыши оценивают количество рыжих муравьев, чтобы их не покусали, особенно в период активности насекомых — с мая по август.
В первом эксперименте грызуны охотились на муравьев, помещенных в два прозрачных туннеля с разным количеством насекомых. Мыши могли войти в любой из них и выйти, нажав на крышку с прорезями.
«Если большое количество кусачих муравьев — это 7ffa угроза для мыши, то малое их число, наоборот, — лакомство. Муравьи кажутся мышам невероятно сладкими и питательными, и они нередко предпочитают их другим угощениям. Так выяснилось, что мыши отлично различают 5 и 15, 5 и 30, 10 и 30 насекомых, и всегда выбирают туннель, где муравьев меньше, чтобы охотиться с комфортом», — говорится в сообщении.
Ученые предположили: если мыши могут сравнивать размер групп, то, возможно, они способны и к более точной оценке, а также к абстрактному мышлению.
В следующем эксперименте мышей сажали на круглую арену, по бокам которой были прикреплены коробочки, прикрытые шторками с изображенным на них набором геометрических фигур: квадратов, треугольников, кружков. Все фигуры были одинакового размера, но их число и комбинации были разными. В одну из коробочек клали кусочек грецкого ореха.
Если мышь открывала шторку с нужным количеством фигур, то получала лакомство (на этой стадии было не важно, что мыши могли унюхать угощение). Если животное выбирало неверный ответ, то его сажали на минуту на пустую темную арену. Такой опыт проделывался с каждым зверьком три раза, а затем мыши сдавали экзамен — в коробочках уже не было приманки. Из 24 грызунов большинство прошли тест.
Эти эксперименты показали, что полевые мыши способны определять абсолютное число элементов с точностью до единицы. Ученые пытались повторить этот опыт с джунгарскими хомяками, но те обучались намного хуже. Как отмечают исследователи, полевые мыши, в отличие от лабораторных, не показали угасания умственных способностей с возрастом и, похоже, сохраняли навыки по меньшей мере в течение месяца, а некоторые особи — и значительно дольше.