Сравнительно недавно электромобили были экзотикой, которой могли побаловаться лишь самые состоятельные люди. Значимых игроков на этом рынке было немного – Илон Маск со своей Теслой да BMW, выпустивший 7ff9 i8 – вот, пожалуй, и всё. Имелись и бюджетные электрокары, такие как Nissan Leaf или, если совсем ударяться в экзотику, наша Lada Ellada, так и не дошедшая от проекта до конвейера. Но то машины совсем на любителя – крошечный запас хода в200 километрови нестандартная зарядка делали их непригодными для полноценного использования.
Но нефтяное лобби, до недавнего времени со снисходительной усмешкой наблюдавшее за электрическими потугами автопроизводителей, радовалось рано. Кажется, революция всё-таки состоится – в этом году стало очевидно, что отрасль от длившегося почти десятилетие вялотекущего развития готова перейти к взрывному росту. Завершившийся недавно женевский автосалон Motorshow отметился десятком электрических моделей, представленных как в классе люкс, так и в массовом сегменте. Из наиболее интересных новинок – Carmen от Hispano Suiza, Мерседес V-класса, Пежо 208.
В электросегмент ринулись даже мотоконцерны – например знаменитый Harley Davidson.
Важно, что практически все автомобили, даже среднего класса, преодолели барьер в400 километровна одной зарядке, минимально необходимый для комфортного повседневного использования. У кого-то получилось обойти его значительно – например Мерседес обещает, что на его микроавтобусе можно будет проехать и800 километровза раз.
Словно в ответ на это Тесла, доселе задававшая тон на рынке электрокаров, снизила цены на самую ходовую модель марки – 3 до вполне комфортных для европейцев 35-ти тысяч долларов.
Свой электромобиль сегодня есть практически у каждого автопроизводителя, и начало повсеместного замещения бензиновых двигателей на дорогах планеты – лишь вопрос времени. Электрические моторы гораздо надёжнее топливных собратьев, динамичнее, почти не нуждаются в обслуживании, да и обходятся куда дешевле. Если сто километров пробега на бензиновом двигателе сейчас стоят в среднем от 400 до 600 рублей, то электромобиль преодолеет то же расстояние за сумму вдесятеро меньшую.
Ситуация очень напоминает ту, что сложилась в своё время с мобильными телефонами. В начале девяностых сотовые аппараты были экзотикой, доступной лишь избранным, в начале двухтысячных опустились в средний сегмент, а сегодня они есть практически у каждого. Если отталкиваться от этого опыта, то можно смело предсказать, что полноценный приход электромобилей в массовый сегмент состоится в ближайшие 3-5 лет.
И тогда потребность в горючих ископаемых серьёзно сократится. Нефть ещё нужна будет на электростанциях, в химии и на производстве, но экспорт её всё-таки упадёт в разы.
И в разы же снизятся доходы нашего бюджета.
Не стоит думать, что власть пребывает в блаженном неведении относительно этой грядущей катастрофы.
Мы должны максимально постараться сейчас добыть все, что у нас есть, и продать. Потому что потом это никому не будет нужно. И за то время, пока есть спрос, успеть перестроить экономику и страну, чтобы подготовиться к будущему, – заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.
Но главный вопрос в том, кто будет заниматься этой действительно архиважной перестройкой? Неужели же сегодняшние олигархи и госчиновники? Но те уже построились – на уютных берегах Темзы и Луары, и когда российская экономика станет рушится, они будут спокойно наблюдать за процессом из-за рубежа, попивая французские вина да позёвывая...
Чтобы создать новый подход к экономике, нам прежде всего нужно создать нового российского чиновника. А это – потруднее, чем построить электромобиль. Из чего лепить этих продвинутых чиновников и управленцев, если сегодня государство делает все, чтобы сохранить сплошную стабильность – в сырьевой экономике, замшелых кадрах, образовании и т.д.?