Слишком многие люди сейчас тратят деньги, которых они не заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им не нравятся.
Сам феномен так называемого потреблядства был предсказан еще дедушкой В.И. Лениным, который, анализируя, куда катится капитализм, предположил два возможных варианта: либо он сожрет сам себя вследствие кризиса перепроизводства, либо научится насаждать среди обывателей желание покупать ненужное им барахло.
По какому пути пошел капитализм, мы все прекрасно видим.
Реклама агрессивно лезет во все сферы нашей жизни - в кино, книги, интернет, даже на детские площадки. Продается все - от самолетов до браслетов, с помощью которых мышцы качаются сами. Продают даже воздух - в консервных банках с надписью Воздух Санкт-Петербурга или Воздух Горного Алтая.
Так что же такое потреблядство? Это отождествление стержня своей самооценки с количеством или со стоимостью вещей, которые ты приобретаешь. Чем больше или дороже купил - тем ты круче.
В научных и околонаучных трудах есть термин - статусное потребление или демонстративное потребление, описывающее поведение, когда человек купил что-то с его точки зрения престижное и демонстрирует это всем окружающим. Такое поведение в глазах демонстративного потребителя должно служить поддержанию его имиджа благополучного человека, успешного мужчины (или успешной женщины) и вызывать чувство зависти у окружающих.
Самого благополучия как такового объективно не существует. Существует лишь понятие, представление о благополучии, которое формируется в данном конкретном обществе в данное конкретное время. Раньше престижно было иметь венгерский сервиз (от которых сейчас все избавляются), видеомагнитофон и Жигули последней модели. Сейчас на смену этому пришли другие атрибуты красивой жизни. Но суть осталась той же.
Образы роскоши и респекта культивируются в обществе искусственно с помощью инструментов рекламы и служат для обогащения тех, кто это рекламу заказывает. Одним из самых популярных способов внушения является постоянное повторение. Как говорил рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии др. Геббельс: Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.
Если обывателю много раз в день с экрана телевизора, по радио, с глянца и Интернета вдалбливать: если у тебя нет яблофона, машины, разных дорогих предметов - ты ничтожество, тебя не будут уважать и ты не найдешь себе партнера - он рано или поздно пойдет закупаться понтами, чтобы не выглядеть тускло на фоне других.
В матушке России и в развивающихся странах культ Вещей цветет пышным цветом. И в этой погоне за ложными ценностями люди зарабатывают себе неврозы.
Человек начинает боятся отстать от жизни и жить хуже других. Не взял ипотеку, живешь с родителями? - посмешище! Тебе за тридцать и нет Лексуса? - неудачник! Не купил своей женщине дорогую шубу? - что ты за мужик!
В результате человек оформляет кредит и начинает каждый день питаться китайской лапшей, потому что все деньги уходят на оплату кредита.
Если до начала прошлого века предметы роскоши приобретались людьми из высших каст общества, то сейчас, с развитием производства, потреблядство перекинулось на бедных и средний класс. Именно они в основной массе покупают предметы, неадекватные своему заработку, берут непозволительно дорогие для себя вещи в кредит.
Погоня за вещами сродни беличьим бегам в колесе. Сколько бы человек ни купил, ему всегда будет хотеться приобрести больше или дороже. Сколько бы ни заработал - ему будет казаться, что он зарабатывает мало.
Реклама будет постоянно гадить в 5162 душу обывателя, культивируя его комплексы, жадность, тщеславие, объясняя ему, что он недостаточно крут и красив, что он не будет счастлив без новых и новых покупок.
Если же учесть, что товары специально производят так, чтобы они служили недолговечно (ибо это экономически выгодно, есть даже такое явление - запланированное устаревание), а меняющаяся мода обесценивает вещи и того быстрее - статусное потребление и вовсе превращается в бег без пункта назначения.
Бренд успешный человек - всего лишь выдумка, навязанная в корыстных целях производителей товаров/услуг. Успешные люди - по сути те, кто постоянно приносит им прибыль.
И по прошествии многих лет, потраченных на статусное потребление, человек понимает: он не стал успешным, он просто повелся и потратил деньги на ненужные вещи, жизнь прошла в погоде за подвешенной морковкой.
Как уберечься от потреблядства?
Никто не призывает вас отказаться от автомобиля, мобильного телефона, сбросить одежду, носить вместо нее на теле простыни и уехать изучать буддизм. Просто не следует ставить вещи во главу своей жизни и жить от покупки до покупки предметов, считающихся респектабельными.
Вспомните свои ощущения, когда вы купили что-то дорогостоящее. Как долго они продолжались? Куда они делись потом? Поймите, что ни одна вещь не сможет сделать вас счастливым, она рано или поздно выйдет из строя или из моды.
Личное счастье и богатство далеко не всегда соседствуют друг с другом, по той простой причине, что второе со временем приедается и становится обыденным, а то и вовсе исчезает в бездне банкротства из-за непогашенных кредитов.
Чтобы выйти из-под влияния потреблядства, нужно отказаться от контактов с его источниками заражения: телевизором, радио, другими источниками рекламы.
Надо перестать оценивать людей по принципу у кого больше перьев и самому прекратить выделяться имуществом.
Человек, который хочет закончить кормить потреблядскую машину неэффективной тратой денег, должен переориентировать свои финансовые расходы от покупок что модно на что необходимо и на вещи с максимальным функционалом. И перестать получать сомнительное, сродни наркоманскому, удовольствие от шоппинга.
Статусное потребление приносит выгоду и успех только производителям рекламируемых товаров, транснациональным корпорациям, их владельцам.
Оно разоряет простых людей и делает богаче тех, кто и без того богат - это механизм по бесконечному выкачиванию денег из карманов нескольких миллиардов потребителей в карманы нескольких сотен владельцев крупнейших корпораций.
Статусное потребление - фундамент, на котором держится современный капитализм.