Прошло ровно 12 месяцев с момента первого запуска сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy частной аэрокосмической компании SpaceX. 6 февраля 2018 года со стартовой площадки Pad 39A Космического центра Кеннеди в космос отправился личный автомобиль основателя компании Илона Маска Tesla Roadster, за рулем которого находился манекен Starman, облаченный в разработанный в SpaceX прототип нового космического скафандра. Как дела у автомобиля, который провел на орбите вокруг Солнца целый год?
Электромобиль вышел на гиперболическую орбиту Земли и затем отправился в путешествие в далекий космос по гелиоцентрической орбите, чей апогей (самая удаленная от Солнца точка) пролегает за орбитой Марса, а в перигей — рядом с Землей.
Старт сверхтяжелой ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy с космодрома Космического центра Кеннеди 6 февраля 2018 года
Примечательно, что по итогам запуска электромобиль получил ряд официальных обозначений: в спутниковом каталоге он проходит под именем TESLA ROADSTER/FALCON 9H с номером 43205, в каталоге Национального центра анализа данных космических исследований США ему присвоен номер 2018-017A.
Tesla-путешественницаРодстер и водитель добрались до орбиты Марса в начале ноября прошлого года и до сих пор находятся где-то там, примерно в 365 миллионах километрах от Земли, согласно сайту whereisroadster.com, созданному космическим энтузиастом и инженером Беном Пирсоном. Орбитальный период вращения вокруг Солнца у Tesla составляет около 557 земных суток.
Следует отметить, что все заключения о местонахождении автомобиля основаны исключительно на математических расчетах. Сама машина очень маленькая, чтобы ее можно было увидеть даже с помощью самого мощного наземного телескопа, а подключать к этому делу какой-нибудь космический телескоп, например, тот же «Хаббл», было совершенно непростительной роскошью.
По мнению того же Пирса, родстер и сегодня, спустя год путешествий в космосе, скорее всего, цел и невредим, поскольку в дальнем космосе очень мало объектов, способных повредить. С ним соглашается профессор факультета химии Университета Индианы Билл Кэрролл, который считает, что большую опасность для автомобиля может представлять космический мусор, находящийся на орбите Земли. В то же время ученый добавляет, что краска, кожаный салон пластмассовые детали автомобиля могли существенно деградировать под воздействием ионизирующего излучения в межпланетном пространстве. Свое мнение ученый подкрепляет тем фактом, что даже находясь под защитой магнитного поля Земли, люди, долгое время работающие на космической станции, могут страдать от воздействия радиации.
Профессор считает, что хоть автомобиль и выглядит, вероятно, целым, его детали, скорее всего, могли утратить свою прочность и гибкость. Однако кузов авто, выполненный из металла, скорее всего, не претерпел никаких конструктивных повреждений. В конце концов те же зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2» работают до сих пор после 40 лет в космосе, и они по большей части, если не полностью, сделаны из метала, добавляет ученый.
В любом случае Tesla, как и ее водитель, если не будут уничтожены космическим мусором при сближении с Землей, вечно кружить по Солнечной системе не смогут. Расчеты, проведенные еще в прошлом году, показывают, что «космический суперкар» в конечном итоге упадет либо на Венеру, либо на Землю. Случится это в течение нескольких десятков миллионов лет. Эти же расчеты показывают, что существует 6-процентная и 2,5-процентная вероятность того, что автомобиль упадет на Землю или Венеру, соответственно, в течение ближайшего миллиона лет.
Не последний запуск ракеты Falcon HeavyОбычно первые запуски ракет могут быть довольно рискованными, поэтому в качестве полезной нагрузки для носителя в ходе этого этапа используются не дорогостоящие космические аппараты, которыми никто не хочет рисковать, а массогабаритные объекты. Как правило, это просто куски металла или бетона. Еще перед подготовкой к первому запуску Илон Маск заявил, что выбрал свой родстер и манекен в качестве первых «пассажиров» Falcon Heavy ради шутки.
Манекен Starman сидящий за рулем электрического суперкара Илона Маска Tesla Roadster на фоне Земли. Фотография получена в ходе первого запуска ракеты Falcon Heavy 6 февраля 2018 года
В то же время сложно не признать тот факт, что успешный запуск сверхтяжелой ракеты-носителя оказался весьма неплохим PR-ходом для SpaceX и привлек интерес не только инвесторов, но и потенциальных клиентов компании. Так, первый настоящий коммерческий запуск Falcon Heavy должен состояться уже 7 марта. Носитель должен будет вывести на околоземную орбиту телекоммуникационный спутник Саудовской Аравии Arabsat 6A массой 6,6 тонн.
Двухступенчатая Falcon Heavy, являющаяся самой мощной ракетой-носителем современности, представляет собой эволюционный виток развития семейства ракет Falcon. Она разработана на основе ракеты-носителя Falcon 9 и использует ее существенно видоизмененную первую ступень в качестве центрального блока (I ступени), а также две дополнительные модифицированные первые ступени Falcon 9 в качестве боковых ускорителей. Все блоки первой ступени являются многоразовыми. В ходе первого запуска SpaceX удалось мягко посадить два боковых ускорителя Falcon Heavy на базе ВВС США на мысе Канаверал. Посадить центральный блок ракеты к сожалению, не получилось. Он промахнулся мимо плавучей платформы, располагавшейся в Атлантическом океане, недалеко от побережья Флориды.