Плохая новость: Обновленный «Джеральд Форд» отобьется от стаи «Цирконов»

 »   » 
  • Опубликованно
  • Плохая новость: Обновленный «Джеральд Форд» отобьется от стаи «Цирконов»

Американский судостроительный гигант Huntington Ingalls заключил контракт на $ 15,2 млрд. с Пентагоном на строительство сразу 2-х авианосцев класса Gerald R. Ford («Джеральд Форд»). Удивительно это тем, что некоторое время назад в США только ленивый не критиковал новый авианоситель с водоизмещением 100 тысяч тонн.

Кстати, покойный председатель сенатского комитета по Вооруженным силам Конгресса США небезызвестный русофоб Джон Маккейн называл эту программу «одним из самых впечатляющих провалов». Он ругал «Джеральд Форд» за неадекватную стоимость, намного превышающую ценник его предшественника Nimitz («Нимиц»), и за слабую корабельную ПВО. По его мнению, время авианосцев уходит, особенно после появления у русских крылатых ракет с ядерными боеголовками.

Пока Маккейн был жив, компания Huntington Ingalls о таком заказе не могла и мечтать. И вот оборонный подрядчик заявил, что ВМС США могут рассчитывать на скидку в сумме $4 млрд., поскольку приобретают сразу 2 авианосца.

С другой стороны, традиции ВМС США таковы, что на пути к достижению флота из 355 кораблей к середине 2030-х годов (план Трампа — авт.) без строительства новых авианосцев не обойтись. Их будут спускать на воду, несмотря на нецелесообразность и многочисленные технические недостатки. В числе последних агентство Bloomberg News, например, назвало проблемы по внутрикорабельной транспортировке бомб и ракет. Оказывается, первый USS Gerald R. Ford (вступил в строй 22.07.2017) был передан без 11 оружейных лифтов, необходимых для поднятия боеприпасов на палубу.

Возможно, это кому-то покажется смешным, но лифты просто забыли указать в техническом задании. Тем не менее, глава ВМС США Ричард Спенсер, который назвал своей главной задачей завоевание русской Арктики, дал понять, что обозначенные проблемы оперативно исправляются. И вообще — принципиальное решение Военно-Морских сил США о новых приобретениях сигнализирует потенциальным врагам, что авианосцы все еще соответствуют в той роли, которую плавучие авиабазы должны играть в современных морских сражениях.

Любопытно, что негласной концепцией развития ВМС США стала книга «Военно-морской флот США», написанная экспертом Робертом Рубелем в 2011 году. В ней говорится о 5 доктринальных ролях, которые в разное время играли американские морские авиабазы. Вначале это были разведчики, чьи простенькие самолеты облетали позиции врагов. Потом авианосцы превратились в убийц отдельных кораблей и удаленных баз. Вскоре им «прописали» уничтожение вражеских флотов. Четвертая роль сводилась к дипломатии силой — то есть для запугивания.

И вот сегодня назрела необходимость завоевания господства в море вблизи берегов противника, то есть с учетом атак его подлодок и наземных противокорабельных ракет. Именно таким и разрабатывали авианосец «Джеральд Форд», который должен стать «последним аргументом» президентов США.

По словам Спенсера, в текущих планах говорится о постройке пяти «Джеральдов», причем два из них (о которых идет речь в контрактах — авт.) направят в Южно-Китайское море для противодействия КНР. А затем, дескать, доберемся и до русских, подлодки и истребители которых пока еще не по зубам американским авианосцам. Впрочем, янки считают, что к середине 30-х годов нынешнего века у них появятся инновационные военные технологии, которые изменят баланс сил в нашей Арктике.

Судя по всему, пятью новыми авианосцами американцы не ограничатся. В частности, губернатор штата Огайо Джон Кейсик, который, к слову, будет баллотироваться от Республиканской партии на пост главы Белого дома, обещает довести количество морских авиабаз класса «Джеральд Форд» до 15 единиц. Это означает, что идеи Трампа победили, чем, собственно, решили воспользоваться его оппоненты. Плохая новость, однако, заключается в том, что гонка вооружений становится национальной доктриной Америки.

Если вернуться в недавнее прошлое — в эпоху холодной войны — в период между 1968 и 2009 годами, Newport News, подразделение Huntington Ingalls, ввело в строй десять авианосцев класса «Нимиц», по одному в четыре года.

Сегодня же, согласно заявлению начальства верфи, судостроители готовы побить свой прежний рекорд. Если будет политическая воля, корпорация Huntington Ingalls приобретет второй сухой док под размеры морского монстра и обучит персонал, чтобы за 27 лет передать ВМС США в общей сложности 15 кораблей класса «Джеральд Форд». При условии финансирования по $ 4 млрд. год. Несложный расчет показывает, что американцы готовы каждые три года спускать на воду по два авианосца с ценником $ 6 млрд. за корабль. Само собой, 10 стареньких «Нимиц» пойдут под нож.

Для сравнения: ремонт единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» планировалось провести за два года. Хотя и эти сроки, похоже, уже сорваны.

Что могло произойти после смерти Маккейна, в результате чего «Джеральд Форд» из white elephant (белый слон — авт.) превратился в ударную силу американского флота?

Было бы большим упрощением списать данное решение на лоббизм руководства Huntington Ingalls, хотя понятно, что без этого не обошлось.

Судя по всему, американцы и впрямь сделали работу над ошибками. Дело в том, что инженеры Newport News использовали французскую систему автоматизированного 3D проектирования Dassault Systemes CATIA. Это позволило американским инженерам создать авианосец класса «Джеральд Форд», разработанный в полномасштабной трехмерной модели, причем, модульного типа. Значит, судостроителям доступны обновления, в том числе за счет замены тех или иных блоков.

То есть, специалистам Newport News не составило большого труда учесть пожелания военных по улучшению процедур обслуживания обновленных авианосцев. В первую очередь, произошла модернизация горизонтальных и вертикальных перемещений боеприпасов и систем вооружения. Теперь уже не многочисленные команды матросов гоняют моторизованные тележки с боеприпасами — за них трудится автоматика.

Говоря проще, для перезарядки корабельных средств ПВО потребуются считанные минуты. То же самое в полной мере касается и подготовки истребителей к вылету. Таким образом, перепроектирование путей движения оружия и оптимизация расположения складов боеприпасов, как минимум, вдвое увеличило боеготовность авианосца. Во всяком случае, так утверждают инженеры Newport News, и с ними соглашается командование ВМС США.

Если это правда, то для атакующих ракет, в том числе летящих стаей, окно перезарядки закрыто. Возможно, американцы перехваливают свои новые авианосцы, но когда речь идет о потенциальном враге, лучше переоценить его возможности, чем недооценить.

С учетом мощности силовой установки, временной потенциал модернизации «Джеральд Форд» оценивается американскими экспертами в период до 2105 года, в течение которого можно будет внедрять новые военные технологии, меняя блоки. Дело в том, что сегодня используется только половина генерируемой электроэнергии, а другая — остается доступной для будущих систем вооружения.

И все-таки, как бы ни пиарили сотрудники Newport News и лоббисты вроде Спенсера и Кейсика корабли класса «Джеральд Форд», скептики, в том числе заокеанские, утверждают, что прорвать можно любую ПВО, даже с автоматической подачей боеприпасов. Сделать это можно за счет многочисленных недорогих ракет-мишеней, среди которых будут наименее заметные «убийцы авианосцев». Как показывает история, в бесконечной борьбе брони и снаряда, в конечном счете, побеждает боеприпас, переводя состязание на более высокий уровень.

Можно не сомневаться, российские эксперты анализируют обновленные возможности авианосцев «Джеральд Форд». Тем не менее, американский опыт судостроения таких больших кораблей заслуживает изучения и даже копирования. Ведь, как утверждает руководство Newport News, ускорить темпы строительства им удалось за счет лучшей организации труда. И вообще в современных условиях линия фронта проходит в производственных цехах и в научных институтах. Но именно там Россия проигрывает Америке. Увы, с этим аргументом сложно не согласится.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа