Сначала я даже не поверила своим глазам, когда прочитала информацию о том, что Госдума приняла в первом чтении закон, которым разрешается строительство платных автодорог на Крайнем Севере. Причем, даже в том случае, когда нет альтернативы. От такой новости меня просто замутило.
Скажите, вы когда-нибудь были на Крайнем Севере? Вы совершали 19-часовое автомобильное путешествие зимой в минус сорок, допустим, от города Якутска до золотодобывающего поселка Усть-Неры? Или от того же Якутска до Нюрбы за 12 часов? Думаю, немногим выпало такое счастье. Но когда ты своим собственным копчиком испытал все эти прелести и своими собственными глазами увидел, как живет Крайний Север, то такие решения правительства РФ и Госдумы иначе как издевательством назвать нельзя.
В двух словах: десяток яиц в районах Крайнего Севера может стоить до трехсот рублей, стоимость килограмма фруктов исчисляется несколькими сотнями. И хорошо, если они вообще будут в магазине. Здесь есть такое понятие как «северный завоз», и если ты по реке летом, или зимой не завез продукты, то элементарно нечего будет есть. Здесь в некоторых районах электроэнергию вырабатывают «дизеля», стоимость киловатт-час которых доходит до 100 рублей. Так о каких платных дорогах мы говорим?!
Правительство нашло потрясающую мотивировку своего решения: денег строить на Крайнем Севере нет, поэтому пусть строят частники, а потом зарабатывают. Что это означает в переводе на русский? Это, по сути, означает, что государство снимает с себя всякую ответственность за развитие российского Севера. Оно фактически расписывается в собственном нежелании заниматься развитием территорий своей страны, 70% которой, так или иначе, находится в зоне Крайнего Севера. Все. Точка.
Почему я столь категорична? Да потому что представьте себе этого сумасшедшего инвестора, который в условиях вечной мерзлоты, дороговизны электроэнергии, сложностях доставки расходных материалов будет строить дорогу на Крайнем Севере, где живет минимальное количество людей. Даже если он тронется умом и сделает это, то как потом будет окупать такое вложение денег?
Не будет такого никогда, настолько ненормальных инвесторов мы не найдем.
А транспортная доступность для Крайнего Севера — это проблема номер один. И ведь даже школьнику ясно, что без транспортной инфраструктуры невозможно развитие территорий. Причем это первостепенная обязанность государства — строить ее, а тем более там, где это сложно сделать. Поэтому наше правительство, инициируя такой проект закона, фактически отказывается от возложенных на него функций по заботе о государстве и народе.
До чего же мы все-таки дошли, даже не верится.
Не так давно в Совете Федерации с участием того же самого правительства был разработан законопроект по развитию Арктики. В нем было все — от освоения арктических ресурсов до создания условий для нормальной жизни людей. Разумеется, внушительная его часть была посвящена транспортной инфраструктуре. Выступали все, много говорили, тридцать раз переделывали. И что в итоге? От первоначального замысла остались рожки да ножки. Дошло до того, что Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, возглавляемый тогда сенатором Вячеславом Штыровым, сказал чиновникам Минэкономразвития РФ, что переименовывайте тогда вообще проект закона. Потому что он теперь не о развитии Арктики, а о развитии так называемых опорных зон. Для сведения, опорные зоны — это такие оазисы в Арктике, которые будут специально созданы для добывающих компаний, со всеми причитающимися льготами и преференциями. Про людей в этом «отрезке» от закона ни слова.
Кто бы мог подумать тогда, что это вовсе не предел.
Теперь предел фантазии нашего правительства виден невооруженным глазом. Все, что можно добыть, вытащить из недр и продать за рубеж, будет продано. А для облегчения процесса будут созданы все условия. А люди? Да пусть делают, что хотят. Хоть вымрут.
Вы думаете, это преувеличение? Отнюдь. В Ленском районе Якутии уже есть одна «платная» автодорога. Дорогу эту вдоль знаменитого нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», который качает нефть китайцам, построили добывающие и транспортирующие углеводороды компании. Другой дороги, по которой можно проехать, в этом районе нет. У муниципалов и республики денег на ее строительство не оказалось. И что? В битве за проезд по этой дороге местные жители уже брались за оружие. Теперь за проезд по ней плату будут взимать совершенно спокойно, на основании закона.
Автомобильную дорогу «Колыма» в Якутии, точнее, тогда ее подобие, в сороковых годах прошлого столетия начинали строить узники ГУЛАГа. Как рассказывают местные историки, трупы умерших на морозе складывали прямо в основание дороги. Теперь водители, проезжающие по дороге, всегда ездят без шапок. Едешь по этой дороге, а за сотни километров вокруг — ни души.
Сейчас «Колыма» находится в очень неплохом состоянии, благодаря тому, что в свое время усилиями того же Штырова эта федеральная дорога была включена в программу развития транспорта России. Но, сдается, при таком курсе руководства страны надобность в содержании и реконструкции этой автодороги отпадет сама собой. Некому будет по ней ездить, да и незачем.
Вопрос только в одном: если 70% территории страны со всеми проживающими на ней людьми оказались ненужными, то нужна ли Россия нашему руководству вообще?