По оценкам, до 7 миллионов баррелей венесуэльской нефти находятся в танкерах, плавающих без пункта назначения. Танкеры, заполненные тяжелой нефтью, остались не у дел в результате санкций США в отношении поставок из Венесуэлы. Санкции разоряют танкеры, которые перевозят нефть по всему миру, в результате сбивая цены на энергоносители.
В прошлый понедельник США наложили санкции на государственную нефтяную компанию Венесуэлы Petroleos De Venezuela S.A. (сокращенно PDVSA), пытаясь лишить режим Николаса Мадуро денег, которые ему нужны для того, чтобы цепляться за власть.
Санкции фактически заморозили все активы PDVSA в США и требуют, чтобы любые деньги, заработанные в сделках между компанией и американскими фирмами, хранились на счетах условного депонирования, которые будут недоступны до тех пор, пока Мадуро остается у власти.
В дополнение к усложнению экспорта нефти из Венесуэлы, санкции также усложняют и удорожают компаниям из США отправку топливных продуктов, известных как разбавители, в обратном направлении.
Цель состояла в том, чтобы задушить «золотого гуся» Мадуро, но непреднамеренное последствие этого плана привело к тому, что нефтяные танкеры плывут вокруг Карибского моря, не зная, куда им следует отправиться, чтобы попытаться разгрузить свои танки.
Убить время на Карибах
По данным сайта мониторинга судов TankerTrackers.com, около дюжины нефтяных танкеров простаивают у берегов Венесуэлы или в других местах Карибского бассейна и Мексиканского залива, около половины из которых загружены венесуэльской нефтью, которую внезапно стало некуда девать.
В обычных условиях подавляющее большинство венесуэльской нефти предназначено для нефтеперерабатывающих заводов на побережье Мексиканского залива США. С учетом того, что эти клиенты фактически заблокированы, тяжелой нефти трудно найти альтернативных клиентов.
Нефтяные смеси сильно различаются по химическому составу, и поблизости от Венесуэлы не так много нефтеперерабатывающих заводов, которые могли бы перерабатывать тяжелую смесь, производимую страной. Большинство из заводов находятся в США, которые связаны с санкциями. Многие китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы тоже откалиброваны для переработки этой нефти и, вероятно, с удовольствием ее купят, но затраты на перевозку через Тихий океан делает эту перспективу непривлекательной.
TankerTrackers заявляет, что крупные танкеры нередко проводят несколько дней при погрузке и разгрузке в Венесуэле - или вообще где-либо еще в мире. Но огромное количество кораблей, ожидающих окончания спора, выходит за рамки того, что многие наблюдатели отрасли считают нормальным.
Агентство Reuters в понедельник подсчитало, что примерно семь миллионов баррелей нефти в настоящее время находятся в танкерах в Мексиканском заливе, в то время как суда решают, куда они пойдут со своим грузом и кто за него заплатит.
Санкции наносят ущерб и стороне-импортеру. Для транспортировки необходимо смешать густую и тяжелую нефть Венесуэлы с разбавителями, и Венесуэла импортирует почти все эти разбавители из-за рубежа. Поставки разбавителя теперь тоже подпадают под действие санкций.
Экономист Рори Джонстон из Шотландии говорит, что странная судоходная деятельность показывает, что санкции, похоже, застали всех врасплох.
«Теоретически, мы должны видеть, как эти танкеры перенаправляются, но эти суда никуда не направляются», - сказал он в интервью.
При нормальных обстоятельствах на мировом нефтяном рынке более чем достаточно покупателей и продавцов, чтобы найти новый баланс в любое время, когда происходит нарушение в масштабе примерно 500 000 баррелей нефти, которые Венесуэла обычно отправляет в США каждый день. Но нынешняя ситуация совсем не нормальная.
«Эти танкеры никуда не движутся [и] все останавливается, - сказал Джонстон, - «что означает, что влияние на рынок нефти будет больше, чем мы думали».
Рост аппетита на тяжелую канадскую нефть
Это особенно верно для Канады. Смесь тяжелой нефти Венесуэлы очень похожа на тип, полученный из канадских нефтяных песков, который известен как Western Canada Select. Таким образом, теоретически, все эти нефтеперерабатывающие заводы США, специально предназначенные для тяжелой венесуэльской нефти, должны иметь больше интереса к канадской WCS.
Обязательные ограничения производства, объявленные правительством Альберты в конце прошлого года, уже привели к росту цен на WCS еще до введения санкций против Венесуэлы, а разрыв в ценах между легкой и тяжелой нефтью в Персидском заливе становится еще меньше.
«Теоретически, вы будете собирать все больше и больше этой тяжелой канадской нефти по железной дороге до Залива», - сказал Джонстон, - «но мы не собираемся заполнять все полмиллиона баррелей в день».
В то время как канадские производители, вероятно, получат некоторые выгоды от санкционных беспорядков, флотилия бездействующих нефтяных танкеров будет иметь на рынке всевозможные непредвиденные последствия.
«Все происходит так быстро, что все более или менее просто парализованы ... что касается ... куда идти дальше», - сказал Джонстон.
«Судя по тому, как все заклинило, не похоже, чтобы у кого-то был план на случай непредвиденных обстоятельств».