Украина в «газовых клещах»: последствия одного решения

 »   » 
  • Опубликованно
  • Украина в «газовых клещах»: последствия одного решения

Украинцы завалили жалобами и сканкопиями платежек с увеличенными в разы суммами «Нафтогаз», который тут же поспешил обвинить газодобывающие компании в выкачивании денег с населения и призвал граждан Украины звонить на горячую линию Кабмина или идти с жалобами в Минэнерго в случае, если они получают платежки с завышенными нормами потребления газа.

В завышении норм потребления газа для украинцев, у которых не установлены газовые счетчики, «Нафтогаз» обвинил Министерство энергетики, а председатель Общественного совета Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Василий Котко заявил, что «Это законная цена на газ, законные нормы потребления, которые теперь суд подтвердил. Это абсолютно законные платежи». И пообещал, что когда правительство утвердит новые нормативы, то облгазы, возможно, все пересчитают.

НКРЭ, которая оказалась в той же ситуации, что и «Нафтогаз», из-за доначислений гражданам объемов природного газа, отреагировала довольно жестко и обратилась в Государственную регуляторную службу с запросом о согласовании проведения внеплановых проверок 20 операторов газораспределительных сетей.

Пришлось признать, что проблема является системной и массовой.

Причиной урагана страстей послужили события предыдущего года.

Длительное время, до 2016 года, население, не имеющее счетчиков, оплачивало газ по нормативам, установленным Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.1996 г. № 619

Этим Постановлением нормы потребления газа первоначально были установлены на следующем уровне:

Вид потребления Норма потребления, м. куб. на человека в месяцПлита газовая при наличии централизованного горячего водоснабжения 9,8 м3 на 1 чел.Плита газовая при отсутствии централизованного горячего водоснабжения 18,3  м3 на 1 чел.Плита газовая и водонагреватель 23,6  м3 на 1 чел

Но поскольку украинцы не потребляли столько газа, сколько указано в нормативах, эти нормативы пришлось несколько раз изменять.

Так, Постановлением Кабмина от 06 августа 2014 года № 409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания»  нормы потребления были уменьшены до следующих:

Плита газовая при наличии централизованного горячего водоснабжения 3,3  м3 на 1 чел.Плита газовая при отсутствии централизованного горячего водоснабжения 5,4  м3 на 1 чел.Плита газовая и водонагреватель 10,5  м3 на 1 чел

А  Постановлением  №  237  от  29  апреля  2015 г.  снижены еще на  порядок.

Плита газовая при наличии централизованного горячего водоснабжения 3  м3 на 1 чел.Плита газовая при отсутствии централизованного горячего водоснабжения 4,5  м3 на 1 чел.Плита газовая и водонагреватель 9   м3 на 1 чел

Исходя из этих норм и производился расчет и перерасчет оплаты за газ.

Эти нормы потребления были изменены (уменьшены) Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2016г. № 203.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2016г. № 204 было отменено Постановление КМУ № 619, а с ним соответственно и постановления № 237, № 409.

Однако не все согласились с таким положением вещей. Катализатором событий выступило ПАО «Хмельницькгаз», которое инициировало судебный спор с Кабинетом Министров Украины, обжаловав вышеупомянутые Постановление № 203 и п. 1 Постановление № 204.

Решением Окружного административного суда г. Киева от 30 мая 2018 года по делу № 826/2507/18:

- признано противоправным и недействующим Постановление КМУ от 23.03.2016 № 203 «О нормах потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков»;

- признан противоправным и недействующим п. 1 Постановления КМУ Перечня постановлений КМУ, которые утратили действие утвержденного Постановлением КМУ от 23.03.2016 № 204.

Решение было оставлено в силе Постановлением Киевского апелляционного административного суда от 9 августа 2018 года.

Кабинет Министров инициировал пересмотр дела в Верховном Суде.

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда 27 ноября 2018 года рассмотрев кассационную жалобу Кабинета Министров, не нашел оснований для отмены предыдущих решений и оставил решение суда первой инстанции в силе, поставив таким образом точку в этом споре.
Государство нарушает им же установленные нормы.

Основанием для признания нормативных актов недействующими и противоправными суд посчитал серьезные нарушения при разработке их проектов и утверждении.

Как выяснилось в судебном процессе, документ принимался при следующих обстоятельствах.

Во – первых, он (проект постановления) в принципе отсутствовал в плане деятельности по подготовке Кабинетом Министров проектов регуляторных актов на следующий год, который должен утверждаться не позднее 15 декабря текущего года. Во всяком случае, доказательств его включения в план ответчик в суд не предоставил.

Во-вторых, проект постановления №203 не был надлежащим образом опубликован, как того требуют нормы Закона «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», и заинтересованные лица просто не имели возможности подать замечания и предложения к нему.

В-третьих, Государственная регуляторная служба отказала Кабмину в согласовании проекта Постановления, поскольку отсутствовали финансово-экономические расчеты, подтверждающие необоснованность действующих норм потребления газа, анализ регуляторного влияния не содержал всех необходимых данных, в том числе альтернативных способов решения проблемы. При этом регуляторная служба прямо обращала внимание на то, что при аналогичных обстоятельствах решением Окружного административного суда г. Киева от 21.09.2015 по делу № 826/16447/15 уже было признано недействующим Постановление №237.

Кроме того, Суд посчитал, что Кабинет Министров утверждал Постановление с нарушением требований Регламента КМУ, поскольку оно было принято в упрощенном порядке, предусмотренном для других нормативных актов.

Итоги, мягко говоря, снисходительного отношения Кабинета Министров Украины к правовым нормам, привели к тому, что с платежами за газ сложилась ситуация правовой неопределенности.

Пикантности ситуации добавило и то, что истец обжаловал Постановление №204 не полностью, а только в части, его первый пункт. Поскольку суд рассматривает исковые требования в рамках заявленных, то остальные пункты постановления остались в силе, а именно – об отмене постановлений, снижающих объем потребляемого газа. Т. е. правомерность их отмены истцом не оспаривалась. Таким способом, истец добивался восстановления действия Постановления №619 в первоначальной его редакции, содержащей самые высокие нормы потребления газа.
Поставщик газа все-таки не прав.

Поставщики газа, посчитав, что решением суда автоматически восстановлено действие Постановления № 619, начали производить начисление оплаты за газ по нормам потребления, указанным в первой его редакции. В январе 2019 года украинцы, не использующие газовые счетчики, стали получать платежные требования на оплату, сумма которой превышала минимум в три раза обычную.

Дело в том, что газовщики решили сделать перерасчет с момента принятия Постановления № 203, т.е. с 2016 года. И все, по их мнению «недоплаченное» превратилось в задолженность.

На самом деле ситуация выглядит не столь однозначной, как ее представляют себе газовые монополисты.

Во-первых, последствия признания нормативно-правового акта противоправным и недействующим четко регламентированы статьей 265 Кодекса административного судопроизводства Украины. Нормативный акт утрачивает действие полностью или в отдельной его части с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Так что начислять платежи за несколько лет вроде бы нет оснований.

Во-вторых, о том, почему позиция о возобновлении действия Постановления №619 и правомерности увеличенных начислений за газ является ошибочной, рассказала судья Верховного Суда Наталья Коваленко.

По ее словам, признание утратившим действие нормативного акта или его отмена автоматически не восстанавливают действие актов, которые были отменены или были признаны утратившими действие. Действие нормативного акта восстанавливается путем принятия аналогичного нового акта или нового акта, который содержит специальную норму о восстановлении действия предыдущего акта и определения специального порядка такого восстановления регулирования соответствующих правоотношений.

Соответственно, по ее мнению, никакой перерасчет производить не нужно, а Правительство должно принять новый регуляторный акт о нормах потребления газа.

Комментарий судьи корреспондирует с п. 32 Правил подготовки проектов актов Кабинета Министров, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины № 870 от 06 сентября 2005 года, который говорит о том же.

Как усматривается из сказанного, Постановление № 619 нельзя рассматривать как действующее, а начисления, произведенные на его основании, являются сомнительными.

По аналогии вспомним о том, что нечеткие или двузначные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя (п. 8 ст. 18 Закона Украины «О защите прав потребителей»).

В-третьих, представляется, что в сложившейся ситуации размер начислений не может превышать государственных социальных нормативов в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

Такие нормативы установлены Постановлением № 409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания», в их пределах государство предоставляет гражданам льготы или субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, затрат на управление многоквартирным домом.

Для услуг поставки газа ими являются следующие нормы его потребления:

Плита газовая при наличии централизованного горячего водоснабжения

3,3 м3 на 1 чел.

Плита газовая при отсутствии централизованного горячего водоснабжения

5,4 м3 на 1 чел.

Плита газовая и водонагреватель

10,5 м3 на 1 чел
Вывод

Население оказалось в условиях, когда нарушен целый комплекс его прав как потребителя коммунальных услуг.

По сути, происходящие события имеют признаки нечестной предпринимательской практики и злоупотребления монопольным положением со стороны поставщика газа, поскольку потребитель по сути введен в заблуждение, а его право на получение необходимой, достоверной и своевременной информации нивелировано.

Таким образом, никаких перерасчетов за предыдущие годы действия отмененного постановления производить не нужно – постановление о нормах потребления отменено со дня вступления решения суда по делу в законную силу. А гражданам, безусловно, нужно устанавливать счетчики (есть решение Большой Палаты о том, за чей счет это должно происходить).

Автор: Сергей Студенников


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа