LIGA.net разбиралась, как будет работать новый рынок и как реформа повлияет на энерготарифы.
Как работает рынок электроэнергии сейчасОптовый рынок электроэнергии в Украине работает по модели единого котла. Его концепция – все генерирующие компании продают произведенную электроэнергию госпредприятию Энергорынок по цене, установленной государством. У Энергорынка в свою очередь электричество закупают облэнерго – природные монополисты в каждом регионе страны. Закупки происходят по регулируемому и нерегулируемому тарифу (во втором случае, это узкий круг компаний, которые закупают электричество и продают его по договорной цене). Дальше электроэнергию поставляют потребителям. Для населения цена дотационная, для промышленности – нет. Разница между рыночной и льготной ценой на электроэнергию закладывается в тарифы для промышленности.
При такой модели деньги от потребителя к производителю идут по цепочке через все сопутствующие компании – от облэнерго к Энергорынку, после – распределяются между генерацией (производителями электроэнергии) и оператором магистральных сетей – госкомпанией Укрэнерго.
По данным Минэнерго, с 1 по 26 декабря, АЭС произвели 51% от общей доли электроэнергии, ТЭС – 43%, ГЭС – 4%, другие – 2%.
Как будет работать рынок электроэнергии в новом годуРеформа рынка будет состоять из двух этапов. Первый – либерализация рынка поставок электроэнергии, второй – либерализация сегмента производства, пояснил LIGA.net бывший член Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Андрей Герус.
На смену Энергорынку летом придет так называемый оптовый рынок, включающий рынок «двухсторонних договоров» (бизнес-потребители смогут напрямую закупать у производителя электроэнергию), рынок «на сутки вперед» (договор будет действовать один операционный день), «внутрисуточный рынок» (контракт на поставку электроэнергии будет заключаться «сегодня на сегодня») и «балансирующий рынок».
Соглано закону о рынке электроэнергии, сделки по покупке электроэнергии должны будут заключать на биржах, торги начнуться не раньше июля 2019 года.
Изменения в сегменте поставок произошли с 1 января. До конца 2018-го облэнерго отвечали за поставку и транспортировку электричества. В результате так называемого «анбандлинга» првычные облэнерго разделили на две компании – оператора системы распределения и компанию-поставщика.
К примеру, в Киеве за ДТЭК Киевские электрические сети (наследник Киевэнерго) оставили транспортировку электроэнергии, а продажу электричества конечным потребителям, в том числе населению, передали новосозданной компании Киевские энергетические услуги.
Оператор сети будет отвечать за качество и надежность электроснабжения, управлять системой распределения, эксплуатировать и ремонтировать электрические линии и подстанции. Также в его обязанности входит установка счетчиков. В одном регионе могут работать несколько операторов системы распределения. Все зависит от территории, которая закреплена за определенным оператором сети. Но на одной территории (будь это город, область или участок) может быть только один оператор, пояснили LIGA.net в компании Киевские электросети.
С поставщиками дело обстоит иначе. Реформа подразумевает появление на рынке поставок электричества новых игроков. По данным НКРЭКУ, на конец года в реестрах операторов систем распределения зарегистрировано 683 поставщика (226 компаний). С июля 2019-го к ним могут присоедиться компании-трейдеры. Для этого им нужно будет получить от регулятора соответствующую лицензию, говорится в законе о рынке элетроэнергии.
По словам главы НКРЭКУ Оксаны Кривенко, основным поставщиком для населения, малого бизнеса и бюджетных организаций на время переходного периода будет так называемый поставщик универсальных услуг (по сути, выделенная «дочка» облэнерго). Он будет поставлять электричество по регулируемому тарифу. По закону, поставщик универсальной услуги не имеет права отказать потребителю в подписании договора о поставках электричества.
Также на рынке будут независимые поставщики, их тарифы государство регулировать не будет, добавила Кривенко. Еще одним поставщиком станет «поставщик последней надежды», но его тарифы будут на 30% больше по сравнению с тарифами других поставщиков.
Поставщик «последней надежды» – это своебразная подушка безопасности. Он предназначен для тех потребителей, которые в силу обстоятельств оказались без поставщика электроэнергии. Минэнерго поставщиком «последней надежды» назначило компанию Укринтерэнерго, которая ранее занималсь импортом и экспортом электричества. Ее услугами клиенты смогут пользовать не более 90 дней. Именно этот срок отведен им для поисков нового поставщика, пояснили в НКРЭКУ.
Средний и крупный бизнес должны самостоятельно выбирать себе поставщика и заключить с ним и с оператором электросети соответсвующие договора. Для населения эта процедура упрощена, ничего подписывать не нужно, все произойдет автоматически, сообщила глава регулятора.
По прогнозам НКРЭКУ, оптовая рыночная стоимость электроэнергии в следующем году для промышленности вырастет на 2%. Для населения цена на электроэнергию останется неизменной, написала глава Нацкомиссии в Facebook.
В перспективе стоимость электроэнергии должна формироваться на бирже на основе спроса и предложения. Регулятор будет анализировать рынок и выявлять нарушения, пояснила Кривенко.
Что изменится для рядовых потребителей? »У клиентов продолжает оставаться всего один счет за электроэнергию, в котором появятся две отдельные строки: стоимость услуг по распределению и стоимость электроэнергии. Первый обновленный счет бытовые клиенты получат в феврале 2019 года за электроэнергию, потребленную в январе», – поясняют в Киевских электросетях.
РискиСтанет ли новый рынок конкурентным? Опрошенные эксперты в этом сомневаются. Есть риск, что вследствие реформы тарифы существенно вырастут, предполагает Герус. »У нас два производителя контролируют более 90% рынка электроэнергии. Либерализация монополизированного рынка не улучшает ситуации для большинства, но улучшает для узкого круга производителей-монополистов. Теперь они сами будут устанавливать свои цены», – утверждает эксперт.
Реформа займет не один год, и для запуска нового рынка необходимо решить вопрос с тарифами для населения, считает глава аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
«Думаю, что полноценный конкурентный рынок не сможет заработать, пока есть перекрестное субсидирование, говорит Паращий. – Нужны очень серьезные непопулярные политические решения».
Не исключено, что переходной период придется продолжить, считает директор по информационной поддержке Ассоциации Украинский ядерный форум Ольга Кошарна. Ключевыми причинами она называет сложность преобразования рынка и политические риски.