Банк должен отчитаться не только за каждую свою копейку, но и за средства акционеров. О происхождении денег, об их чистоте — и частные лица, и корпорации. С одним исключением для юрлиц: подтверждающие документы необязательны для публичных компаний с инвестиционным рейтингом.
Изменены подходы к оценке финансовой устойчивости юрлица:
вместо перечня показателей платежеспособности установлены рекомендованные показатели финансовой устойчивости; оценка будет происходить учетом отрасли и специфики деятельности предприятия; оценку позволили получать не только у аудитора, но и у другого консультанта.А вот с людьми все намного сложнее — нужно предоставить все налоговые декларации, которые докажут, что средства, вложенные в банки, были заработаны честно, и с них уплачены все налоги. Без всего этого формализма смогут обойтись лишь те, у кого деньги находятся в непрерывной собственности более 15 лет (на счетах) и на них не было притязаний со стороны третьих лиц.
По новым требованиям НБУ, конечно же, будет проверятся деловая репутация руководства банка и его акционеров. И перепроверятся — прошли ли его работники процедуру очистку репутации, если трудились в проблемных банках или попадали в неприятные финансовые истории. Чиновники будут неоднократно употреблять понятия «деловая этика», под которые можно подвести все, что угодно. И дать любое заключение для банкира — годен/не годен. Здесь наверняка будет процветать субъективизм, так что финансистам придется поддерживать наилучшие отношения с работниками Нацбанка, и не переходить на темную коррупционную сторону.
Попутно установлены дополнительные требования к независимым директорам, которые не могут быть акционерами банков. Их перед назначением будут обязательно собеседовать/тестировать в Нацбанке. Вместе с комплаенсом (CCO) и риск-менеджментом (CRO). Должность еще надо будет заслужить.
Чтобы правильно оценить финансовую состоятельность банка, НБУ сконцентрируется на трех показателях:
регулятивный капитал; минимальный регулятивный капитал, установленный Национальным банком для структуры; цена приобретения/увеличения существенного участия в банке.«Все новые требования коснутся не только новосоздаваемых банков, только получающих лицензию, но и тех, кто сейчас аудирует, наращивает свои капиталы, заводит новый акционерный капитал. А таких в 2019 году будет хоть отбавляй, ведь банковской системе предстоит повышение капитала с минимального значения в 200 млн. грн. до 300 млн. грн. Банкам покрупнее наверняка придется капитализироваться после очередных стресс-тестов, проверок, и выхода на нужные показатели по LCR. Так что через новое сито регулятора пройдут многие структуры, и точно не все сделают это успешно. Потому, когда от акционеров снова потребуют нарастить капиталы, многие снова пойдут сдавать банковские лицензии. В Украине может закрыться еще где-то десяток банков. Они возможно захотят переквалифицироваться в финансовые компании», — прокомментировал ситуацию Василий Невмержицкий.
После нескольких капитализаций, владельцам украинских банков надоело постоянно тратить деньги на свои структуры.
«Сейчас акционеры ставят вопрос ребром — персонал банка должен сам зарабатывать на свою капитализацию, а не постоянно требовать денег со владельцев. Как именно — забота правления, главное, чтобы был результат. Оклады персоналу опустили до минимума, в расчете на то, что люди будут жить на процент с прибыли», — резюмировал Невмержицкий.