Интернет-портал ПрофиСинема традиционно подводит итоги уходящего года. Мы уже рассказали об основных тенденциях, которые прослеживались в отечественном кинематографе в 2018 году. Во второй статье из цикла читайте об успехах российских картин в прокате.
В период с 28 декабря 2017 года по 27 декабря 2018 года в прокат в России и СНГ вышли 107 фильмов. В материале мы не учитывали данные по выпускам Мульта в кино, а также балетным и театральным постановкам, концертам, операм и другим проектам, единоразово представленным в кинотеатрах.
В 2018 году кассовые сборы и посещаемость российских фильмов уже превысили 13,1 млрд рублей и 55 млн зрителей, обновив рекордные значения 2017 года (13,0 млрд рублей; 54,7 млн зрителей). Согласно прогнозам Фонда кино, по итогам года, после выхода в прокат лент «Елки последние» и «Три богатыря и наследница престола», сборы российских фильмов достигнут 13,5 млрд рублей, а количество зрителей превысит 56 млн человек.
ТОП – 10. Самые кассовые российские фильмы 2018 года в России и СНГ
№
Фильм
Дистрибьютор
Жанр
Кинотеатры
Общие сборы
Кол-во зрителей
1
Движение вверх
ЦПШ
спортивная экшн-драма
1646
3.043.672.440
12.443.263
2
Лед
WDSSPR
музыкально- спортивная драма
1462
1.501.928.912
6.347.473
3
Тренер
ЦПШ
спортивная драма
1706
864.638.527
3.489.359
4
Три богатыря и принцесса Египта
Наше кино
анимация, комедия
1711
811.638.071
3.757.584
5
Я худею
UPI
комедия
1409
670.319.982
2.716.135
6
Гоголь. Страшная месть
Каропрокат
детектив, драма, триллер
1697
468.167.124
1.958.614
7
Гоголь. Вий
Каропрокат
детектив, триллер
1688
462.672.250
1.950.432
8
О чём говорят мужчины. Продолжение
Наше Кино
комедия
1248
407.927.128
1.430.256
9
Непрощенный
Каропрокат
драма
1503
403.016.792
1.679.297
10
Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел*
Каропрокат
комедия
1275
330.000.000
1.187.000
*прокат продолжается (данные на 26 декабря)
В 2018 году спортивная драма «Движение вверх» от ЦПШ установила новый рекорд по сборам российского кино - 3,04 млрд. рублей. Больший бокс-офис в прокате России и СНГ за всю новейшую историю собрала лишь одна картина – «Аватар» (3,6 млрд., 2009).
Среди российских лент прошлый рекорд принадлежал фэнтези «Последний богатырь» от WDSSPR (1,7 млрд., 2017 год).
Планка в полтора миллиарда в этом году покорилась мюзиклу «Лёд» от WDSSPR. В прошлом году, помимо «Последнего богатыря» (дистрибьютор WDSSPR), к этой цифре приблизился «Викинг» (1,4 млрд., дистрибьютор ЦПШ), в 2016 – «Экипаж» (1,5 млрд., дистрибьютор ЦПШ).
Остальные ленты, попавшие в Топ-10, собрали от 312 до 865 млн. рублей.
Из фильмов, вышедших в российский прокат за отчетный период, 14 окупились. Среди них: «Селфи», «Женщины против мужчин: Крымские каникулы», «О чем говорят мужчины. Продолжение», «Я худею», «Гоголь. Вий», «Тренер», «Русалка. Озеро мертвых», «Днюха!», «Гоголь. Страшная месть», «Непрощенный», «Все или ничего», «Три богатыря и принцесса Египта», а также уже названные «Лед» и «Движение вверх».
Среди дистрибьюторов лидером по количеству попавших в Топ-10 лент стала компания Каропрокат (4 картины), а по сборам – ЦПШ (3,9 млрд.), оба проекта которой оказались в тройке лидеров. Также в рейтинге самых кассовых российских фильмов 2018 года два проекта от Нашего кино и по одному от WDSSPR и UPI.
Высокие результаты в этом году показали картины, снятые кинематографистами, пришедшими в режиссуру игрового кино из смежных профессий. Среди них актер Данила Козловский («Тренер»), сценарист, режиссер короткометражных фильмов Алексей Нужный («Я худею») и снимавший ранее рекламные и музыкальные ролики Олег Трофим («Лед»).
Десятка лидеров по итогам 2018 показала широкое жанровое разнообразие: в этом году в рейтинге представлены 3 фильма о спорте, 3 комедии, 2 триллера, 1 драма и 1 анимационная лента. Первые три строчки Топ-10 заняли картины о спорте.
Спортивная драма «Движение вверх», рассказывающая о триумфальной победе сборной СССР по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, стала закономерным продолжением интереса к фильмам о достижениях советского прошлого (лента о победе хоккейной сборной «Легенда номер 17» четыре года назад произвела фурор и только в первые выходные собрала 250 млн руб. при бюджете в 400 млн.). Успеху способствовала в первую очередь профессиональная команда во главе с опытнейшим продюсером Леонидом Верещагиным, начиная с режиссера Антона Мегердичева («Метро»), автора сценария Николая Куликова («Легенда №17», «Экипаж») и оператора Игоря Гринякина («Адмиралъ», «Викинг») и заканчивая актерским составом, куда вошли как известные актеры, так и профессиональные спортсмены. Близкая людям история и яркий финал настолько впечатлили зрителей, что громко сработавшее после слабого старта сарафанное радио привело в кинотеатры более 11 млн. человек. Помогли в этом также масштабная рекламная компания и отсутствие сильных конкурентов. В итоге картина оказалась на первом месте рейтинга с рекордно высокими сборами и обогнала с большим отрывом голливудские блокбастеры «Мстители: Война бесконечности» и «Веном».
«Лед», занявший второе место в Топ-10, вобрал в себя много жанров: это и сказка, и семейное кино, и романтическая история и, отчасти, экспериментальный проект. Но основная тема картины – спорт. Молодые популярные актеры, стойкий интерес российских зрителей к спортивным драмам, многогранная рекламная кампания, ориентированная на самую разную аудиторию, и удачная дата релиза (14 февраля) также привлекли внимание и позволили ленте преодолеть планку в полтора миллиарда.
Данила Козловский, официальный посол Чемпионата мира по футболу-2018 и любимец женской аудитории, представил в преддверии чемпионата спортивную драму «Тренер», в которой сам же сыграл главную роль. На волне успеха предыдущих двух фильмов о спорте, а также любви россиян к футболу, картине удалось заработать более 860 млн. и занять третье место рейтинга.
Очередной фильм про трех богатырей – «Три богатыря и принцесса Египта», традиционно стартовавший в прокате в новогодние праздники, продолжил успех предыдущих картин. Лента разместилась на четвертой строчке примерно с теми же сборами, что и предыдущая часть франшизы «Три богатыря и Морской царь» годом ранее (802 млн.).
Комедия «Я худею», вышедшая в прокат 8 марта, показала женщинам, как важно научиться любить себя. Чтобы сделать историю максимально убедительной и понятной всем, кто сталкивался с проблемой лишнего веса, исполнительнице главной роли Александре Бортич перед съемками пришлось героически набрать 20 кг. Сбрасывала она их прямо во время съемок (это, кстати, первый в истории подобный случай). Режиссер Алексей Нужный и сценарист Николай Куликов для понимания проблемы еще до начала работы над фильмом тоже похудели на 28 и 20 кг соответственно. Также фильму помогло сарафанное радио: многих зрителей привели в кино именно рассказы знакомых о новой действительно смешной и интересной российской комедии.
Еще одна комедия, попавшая в Топ-10 - третья часть экранизации спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» с участием актёров комического театра «Квартет И» «О чём говорят мужчины. Продолжение». Несмотря на высокие сборы, в этом году, по сравнению с предыдущей частью франшизы, лента показала отрицательную динамику: второй фильм трилогии - «О чем еще говорят мужчины» собрал 565 млн, а касса третьей части составила 408 млн. рублей.
Вторая и третья части «Гоголя», который изначально задумывался как сериал, разместились на 6 и 7 строчках Топ-10 со сборами 468 млн. и 463 млн. рублей соответственно, незначительно обогнав первую часть истории (455 млн.)
В список самых кассовых российских фильмов года вошла и зрелищная и эмоциональная драма «Непрощенный» Сарика Андреасяна, основанная на реальных событиях. В этой картине главной интригой стало участие известного шоумена Дмитрия Нагиева, представшего в непривычном драматическом образе.
Новогодняя комедия Ильи Куликова «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» с Александром Петровым и Сергеем Буруновым в главной роли, основанная на успешном телесериале «Полицейский с Рублевки», вышла в прокат 20 декабря и сразу попала в Топ-10 по сборам российских лент в 2018 году. Пока фильм разместился на десятой строчке, но 9 января, после новогодних праздников, данные будут обновлены. Возможно, «темная лошадка» уходящего года поднимется на несколько пунктов в таблице.
Топ-20 кассовых сборов российских фильмов за 10 лет
№
Фильм
Дистрибьютор
Общие сборы
Год
1
Движение вверх
ЦПШ
3.043.672.440
2017
2
Последний богатырь
WDSSPR
1.732.482.480
2017
3
Сталинград
WDSSPR
1.669.275.210
2013
4
Викинг
ЦПШ
1.534.423.389
2016
5
Экипаж
ЦПШ
1.505.006.653
2016
6
Лед
WDSSPR
1.501.928.912
2018
7
Елки-3
Bazelevs
1.245.417.807
2014
8
Ирония судьбы. Продолжение
20 Век Фокс СНГ
1.235.363.184
2008
9
Вий
UPI
1.200.263.812
2014
10
Притяжение
WDSSPR
1.073.475.055
2017
11
Три богатыря: Ход конем
Наше кино
963.013.296
2015
12
Три богатыря на дальних берегах
Наше Кино
949.671.359
2013
13
Легенда №17
ЦПШ
922.990.371
2013
14
Елки новые
Bazelevs
910.368.390
2017
15
Адмиралъ
20 Век Фокс СНГ
876.149.251
2008
16
Высоцкий. Спасибо, что живой
WDSSPR
867.307.013
2011
17
Тренер
ЦПШ
864.638.527
2018
18
Елки-2
Bazelevs
815.427.463
2011
19
Три богатыря и принцесса Египта
Наше кино
811.638.071
2017
20
Горько!
Bazelevs
810.600.012
2013
В Топ-20 самых кассовых отечественных фильмов в российском прокате за последние 10 лет в 2018 году вошли четыре новые картины: «Движение вверх» (1 место), «Лед» (6 место), «Тренер» (17 место) и «Три богатыря и принцесса Египта» (19 место).
Общие сборы Топ-10 российских картин составили 8 млрд. 963 млн. рублей. На Топ-10 зарубежных лент в российском прокате пришлось 13 млрд.744 млн. Таким образом, касса самых кассовых зарубежных картин 2018 на 4 млрд. 8 млн. превзошла бокс-офис отечественных лент, вышедших за этот же период. Разница между сборами российских и зарубежных лент год к году продолжает сокращаться (в прошлом году она составила 5 млрд. 711 млн. рублей). Общие цифры немного изменятся по результатам проката российской комедии «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» и голливудского фэнтези «Аквамен», но разница, скорее всего, останется такой же.
Топ-10 самых кассовых фильмов 2018 года в России и СНГ
№
Фильм
Дистрибьютор
Общие сборы
1
Движение вверх
ЦПШ
3.043.672.440
2
Мстители: война бесконечности
WDSSPR
2.162.717.213
3
Веном
WDSSPR
2.160.921.836
4
Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда*
Каро Премьер
1.565.899.257
5
Лед
WDSSPR
1.501.928.912
6
Дэдпул 2
FOX
1.365.940.222
7
Монстры на каникулах 3: море зовет
WDSSPR
1.266.857.811
8
Мир Юрского периода 2
UPI
1.220.994.100
9
Черная пантера
WDSSPR
1.091.170.814
10
Богемская рапсодия*
FOX
1.019.824.617
*прокат продолжается (данные на 26 декабря)
В Топ-10 фильмов в российском кинопрокате по итогам уходящего года (с учетом иностранных фильмов) две российские картины, а именно «Движение вверх» и «Лед», расположившиеся на первом и пятом местах соответственно. В прошлом году в аналогичном чарте были представлены «Последний богатырь» (2 место), «Викинг» (6 место) и «Притяжение» (9 место).
ТОП-10 фильмов-лидеров по сборам в дебютный уикенд
№
Фильм
Кинотеатры
Сборы за первый уикенд
Дата релиза
1
Лед
1462
563.533.102
14.02.2018
2
Тренер
1706
340.126.585
19.04.2018
3
Я худею
1409
336.277.763
08.03.2018
4
Полицейский с рублевки. Новогодний беспредел
1275
330.000.000
20.12.2018
5
Гоголь. Страшная месть
1697
233.086.943
30.08.2018
6
Гоголь. Вий
1688
225.011.203
05.04.2018
7
О чём говорят мужчины. Продолжение
1248
204.839.667
22.02.2018
8
Непрощенный
1503
143.458.523
27.09.2018
9
Три богатыря и принцесса Египта
1711
136.299.274
28.12.2017
10
Селфи
1085
123.678.719
01.02.2018
Топ-10 фильмов-лидеров по сборам в дебютный уикенд в целом повторяет ситуацию с общими сборами по итогам года. Высокие результаты за первые выходные показала одна лента, не представленная в рейтинге по общим сборам - триллер «Селфи» (дистрибьютор WDSSPR).
Стартовал в прокате в 2018 году лучше всех фильм «Лед». За первый уикенд он заработал 559 млн. рублей, более чем на 200 млн. обогнав «Тренера», на меньшем количестве площадок. Лидер и рекордсмен по общим сборам в этом году «Движение вверх» удивил невероятно слабым стартом, заработав за первый уикенд 112,5 млн., и в Топ-10 по сборам в дебютный уикенд не вошел.
Почти все ленты, показавшие высокие результаты за первый уикенд проката, были максимально расписаны и показаны в среднем в 1500 кинотеатрах.
Топ-10 по продолжительности проката
№
Фильм
Продолжительность проката (дни)
Недели
(справочно)
1
Смешарики. Дежавю
230
33
2
Каникулы президента
221
32
3
Движение вверх
206
29
4
Лето
189
27
5
Карп отмороженный
181
26
6
Два хвоста
178
25
7
Знаешь, мама, где я был?
168
24
8
Собибор
160
23
9
Женщины против мужчин: Крымские каникулы
150
21
10
Решение о ликвидации
144
21
В российском прокате по данным ЕАИС из отечественных фильмов дольше всего держался анимационный фильм «Смешарики. Дежавю». На втором месте комедия «Каникулы президента». Закрывал тройку лидеров фильм «Движение вверх».
Фильмы, дольше всех продержавшиеся в еженедельном Топ-10 по сборам
Дольше всего в десятке находился рекордсмен года по общим сборам - «Движение вверх» - 9 недель, 6 из которых - в тройке лидеров.
По пять недель в Топ-10 продержались ленты «Лед» и «Я худею», по две - в тройке лидеров.
Вторая и третья части франшизы «Гоголь» и в этом рейтинге показали одинаковый результат - по 4 недели в десятке лидеров, по 2 - в Топ-3.
Микропрокат
Фильм
Дистрибьютор
Жанр
Количество кинотеатров
Общие сборы
1
Глубокие реки
Storm Cinema
драма
19
2.159.762
2
Слоны могут играть в футбол
Инвада Фильм
драма
26
1.275.264
3
Сказки о маме
Reflexion Films
документальный, сказка
21
749.286
4
Бедные люди. Кабаковы
Garage
документальный
23
607.105
5
Турецкое седло
Русский репортаж
драма
27
300.024
6
Подвал
Reflexion Films
психологическая драма
30
287.519
7
Потерянное отражение: Исповедь содержанки
RFG Distribution
драма
22
270.097
8
Я счастлив
Люксор
драма
18
116.008
9
Мама навсегда
Молодежные инициативы
драма, альманах
10
45.610
10
Вся наша надежда
Парадиз
драма
12
29.817
Почти все фильмы, вышедшие в микропрокат (до 30 кинотеатров) – игровые драмы. Только один из представленных проектов – документальный фильм «Сказки о маме» Софьи Горленко, занявший третью строчку рейтинга. Лидером среди картин в микропрокате стала драма «Глубокие реки» Владимира Битокова, собравшая 2,2 млн. рублей. Также высокий результат показала лента «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала со сборами 1,3 млн. рублей.
Распределение по жанрам российских релизов 2018 года
Почти половина фильмов, вышедших в период с 27 декабря 2017 по 28 декабря 2018 году – драмы. В этом жанре вышло 52 картины из 107. Около трети релизов (31 картина) составили комедии. Закрывают Топ-3 триллеры.
Фестивальные хиты в прокате
Среди фестивальных хитов уходящего года, представленных на международных смотрах больше всех в прокате России и СНГ заработала биографическая драма «Довлатов» Алексея Германа-младшего (дистрибьютор WDSSPR) – 122.9 млн. руб. Картина была представлена на Берлинском кинофестивале, где получила Серебряного медведя за выдающиеся художественные достижения, а также Приз газеты Berliner Morgenpost.
На «Лето» Кирилла Серебренникова, открывшее Кинотавр и представленное в основном конкурсе 71 Каннского международного кинофестиваля, (дистрибьютор WDSSPR) в российском прокате пришлось 94 млн. руб.
«Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова (приз за лучшую женскую роль Венецианского кинофестиваля Наталье Кудряшовой) заработал 6,2 млн.руб, (дистрибьютор ПРОвзгляд).
Российский прокат ленты «Айка» Сергея Дворцевого, получившего награду Каннского кинофестиваля за Лучшую женскую роль и претендующего на Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке, запланирован на 14 февраля 2019 года, дистрибьютор Вольга.
Что же касается участников и призеров российских киносмотров – лидером по сборам стала лента «Кислота» Александра Горчилина (21,3 млн. руб.), получившая Приз конкурса «Кинотавр. Дебют» (дистрибьютор ПРОвзгляд).
3,6 млн. в прокате в России и СНГ заработала драма «Сердце мира» Натальи Мещаниновой. Фильм принимал участие в конкурсной программе кинофестиваля Кинотавр 2018, по итогам которого получил Гран-при, а также Приз за лучшую мужскую роль (Степан Девонин) и Приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России. Дистрибьютор Наше кино.
Лента «Глубокие реки» Владимира Битокова (дистрибьютор Storm Cinema) вместе с «Кислотой» награжденная Призом конкурса «Кинотавр. Дебют», собрала 2,2 млн. рублей.
«Война Анны» Алексея Федорченко (специальный приз жюри Кинотавра) вышла самокатом в 3 кинотеатрах и заработала 462 700 рублей.
Анимация
№
Дата релиза
Фильм
Дистрибьютор
Кинотеатры
Общие сборы
Зрители
1
28.12.2017
Три богатыря и принцесса Египта
Наше кино
1711
811.638.071
3.757.584
2
26.04.2018
Смешарики. Дежавю
Каропрокат
1642
271.042.120
1.313.180
3
31.05.2018
Два хвоста
Каропрокат
1327
105.970.646
621.528
4
23.08.2018
Принцесса и дракон
Каропрокат
1374
83.176.670
447.553
5
24.05.2018
Садко
Наше кино
1160
70.903.972
453.166
6
01.01.2018
Чудо-юдо
Каропрокат
1080
53.251.767
250.484
7
26.04.2018
Знаешь, мама, где я был?
ЦДК
50
5.169.996
19.201
8
11.10.2018
Гофманиада
WDSSPR
195
2.397.188
10.227
9
08.11.2018
Баба Яга. Начало
Кинологистика
169
1.335.379
8.105
Лидером среди отечественных анимационных лент в прокате в России и СНГ как и в прошлом году стал фильм франшизы о трех богатырях – «Три богатыря и принцесса Египта». Он собрал 811,6 млн. рублей и вошел в Топ-10 самых кассовых российских фильмов года.
На втором месте еще один франшизный фильм - «Смешарики. Дежавю», показавший примерно равные результаты с предыдущей частью. Лента «Смешарики. Легенда о золотом драконе», которая вышла в прокат в 2016 году, заработала 241,9 млн. руб.
Лидер среди дистрибьюторов, выпускавших в 2018 году российские анимационные фильмы – Каропрокат. Помимо «Смешариков» он представил еще три фильма – «Два хвоста», занявший третью строчку рейтинга, а также «Принцесса и дракон» и «Чудо-юдо».
«Новогодней битвы» не будет
Новогодние праздники – «сладкие даты» для выпуска в прокат блокбастеров. В этом году, впервые для российского кино была почти полностью «расчищена» вторая половина декабря. Подробнее об этом мы писали в материале об основных тенденциях в российском кино.
Анимационный фильм «Гринч» от UPI, одним своим слоганом заявляющий о правах на новогоднюю кассу - «Символ Нового года», перенесли на 13 декабря.
Между тем полнометражная версия сериала ТНТ, комедия «Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел» от Каропроката встала на 20 декабря. «Конкуренцию» ей составят лишь британская драма «Воспитательница» и триллер Ким Ки Дука «Человек, место, время и снова человек».
На своих местах остались «Елки Последние» от Базелевса и анимация «Три богатыря и Наследница престола» от Нашего кино. Вместе с ними на новогоднюю кассу российских кинотеатров будет претендовать лишь французская комедия «Любовь и прочий зоопарк».
Кроме того, военная драма «Т-34» от ЦПШ ушла с 27 декабря на 1 января. На это же число запланированы релизы российского анимационного фильма «Снежная Королева: Зазеркалье» тоже от ЦПШ и фэнтези «Доктор Кто: решение».
Также в первую неделю января кусок праздничного пирога у российских блокбастеров попытаются забрать мюзикл «Мэри Поппинс возвращается», фэнтези «Жил-был Дэдпул» и хоррор «Пирсинг».
***
В 2018 году российская кинематография не показывает роста: суммарные кассовые сборы в России и СНГ чуть выше 13 млрд. рублей, как и в прошлом году. Вместе с тем сокращается суммарный бокс-офис иностранного кино в России. Благодаря, а иногда и вопреки протекционистским мерам Минкульта количество фильмов, окупившихся в прокате, в этом году может стать рекордным: на данный момент среди них уже 14 проектов (с учетом «Движения вверх», стартовавшего в 2017, но основную кассу собравшего в 2018 году). Кроме того, 20 декабря релиз комедии «Полицейский с Рублёвки», который уже заработал 330 млн. рублей и вошел в Топ-10 по общим сборам за год. «Полицейский», а также проекты «Три богатыря и наследница престола», «Елки последние» и «Т-34», которые выходят в прокат в Новогодние праздники, также, согласно ожиданиям дистрибьюторов и аналитиков, должны окупиться. Сборы этих лент будут учтены в итоговом материале по 2019 года.
Благодарим за помощь в подготовке материала коллег, партнеров и друзей из компаний UPI, WDSSPR, 20 Век Фокс, Каро, Централ Партнершип, Вольга, Люксор, Наше кино, Парадиз, Экспонента, а также из Фонда кино (ЕАИС).
Читайте другие материалы об итогам 2018 года:
Итоги 2018 года: от «Движения вверх» к «Временным трудностям»Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Виктория Беликова