Самая красивая: 7 ярких ролей Анны Маньяни

 »   » 
  • Опубликованно
  • Самая красивая: 7 ярких ролей Анны Маньяни

Анна Маньяни появилась на свет в Риме. Её отец неизвестен, а мать работала портнихой. Вскоре после рождения дочери она вышла замуж за австрийца и уехала в Египет. Анну воспитывали бабушка, тетки и дядя. Она росла трудным, впечатлительным и нервным ребенком. В девять лет её отдали в колледж сестер-монахинь. Девочке там не понравилось, и её вернули домой. В январе 1927 года Анну без экзаменов приняли в римскую Академию драматического искусства Элеоноры Дузе. Она попала на актёрский курс, который вёл Сильвио д'Амико. После окончания Академии Маньяни была принята в труппу Никкодеми, а после её распада поступила к знаменитому постановщику ревю Антонио Гандузио. Именно Гандузио ввёл её в мир кино - в 1934 году Маньяни дебютировала в эпизодической роли в картине Слепая из Сорренто. В 1935 году она вышла замуж за известного режиссёра Гоффредо Алессандрини, В это время Анна Маньяни почти не работала. Вскоре они расстались.

В сороковых годах Маньяни сыграла сразу в шести картинах, среди которых следует отметить Кампо ди фьори М. Боннара и Последнюю карусель М. Маттоли. После окончания войны режиссёр Роберто Росселини предложил ей главную женскую роль в фильме Рим - открытый город (1945), ставшем своеобразным знаменем неореализма. Анна сыграла в фильме роль Пины, невесты рабочего Франческо. В фильме Пина бежит за грузовиком, в котором фашисты увозят её возлюбленного. После выстрела нациста Анна должна была упасть. Серджио Амидеи, один из сценаристов фильма, предлагал Росселини натянуть веревку, чтобы падение получилось естественнее. Маньяни спокойно возразила ему: Не беспокойся, я упаду так, что ты будешь доволен. И она упала так, что этот кадр вошёл в историю мирового кино. Рим - открытый город имел феноменальный зрительский успех и сразу выдвинул Маньяни в ряды мировых звёзд. На период с 1945-го до начала 1950-х годов приходится расцвет её творчества. За шесть лет Маньяни сыграла в пятнадцати картинах.

В 1951 году актриса сыграла главную роль в фильме Лукино Висконти Самая красивая. Этот фильм стал настоящим бенефисом Маньяни. Ещё через два года Висконти снял актрису в одной из новелл фильма Мы - женщины (1953). Эта новелла, как символ веселого лика Рима с его шумом и суетой, традиционным «итальянским беспорядком», навсегда останется в памяти зрителей. Жан Ренуар в книге воспоминаний Моя жизнь и мои фильмы подмечает две стороны таланта актрисы: реализм, позволяющий ей создавать народные образы с поразительной трагической выразительностью, и врожденное благородство, аристократизм, благодаря которым она во дворце выглядит так же естественно, как и на грубо сколоченных подмостках провинциального театрика. В начале 1950-х Анна Маньяни - одна из самых ярких звёзд мирового кино, однако снимается всё реже. Маньяни решилась поехать в Америку, приняв несколько выгодных приглашений от Голливуда. Там она снялась в трёх фильмах: Татуированная роза Д. Манна (1955), Дикий ветер Д. Кьюкора (1958), Из породы беглецов С. Люмета (1960). За роль Серафины в Татуированной розе Маньяни получила премию Оскар. Впервые за тридцатилетнюю историю существования этой высшей кинематографической награды в Америке она вручалась иностранной актрисе. Маньяни возвратилась в Рим, но практически перестала появляться на экранах. Она проводила время в своём доме в окружении многочисленных собак и кошек. Ночами она любила бродить по римским улочкам, кормить бездомных животных.

Пять лет не снималась Маньяни в Италии, прежде чем получила роль монахини в фильме Сестра Летиция М. Камерини. Мелодраматическая история о том, как монахиня привязывается к младенцу из приюта и как в ней просыпается запретное чувство материнства. На Венецианском фестивале 1956 года Висконти отдал свой голос Марии Шелл. Маньяни обиделась на мэтра. Так произошла её ссора с любимым режиссёром. Только через 12 лет, случайно встретив Висконти в магазине, Маньяни сама бросилась к нему: Ну, Лукино, брось, ладно уж тебе…. В 1958 году она снялась в фильме Ад в городе Р. Кастеллани, где сыграла одну из главных ролей в дуэте с Джульеттой Мазиной. Соперничество двух звёзд вызвало скандалы и пересуды. Но ей однозначно удалось переиграть Мазину. В 1962 году она снялась у Пьера Паоло Пазолини в фильме Мама Рома. Пазолини боготворил Маньяни, она была для него великой актрисой неореализма, настоящей римлянкой. Роль Мамы Ромы из одноименного фильма писалась специально для неё. Зритель смотрел картину неохотно, критика приняла эстетику Пазолини со скрипом и Маньяни, создав образ, вскоре ставший классическим, хрестоматийным для итальянского кино, возвратилась в театр.

В начале 1960-х известный режиссёр Франко Дзеффирелли предложил ей одну из лучших женских ролей мирового репертуара - Пину из Волчицы Д. Верги. Волчица - это текст, написанный целиком для Маньяни, - говорил Дзеффирелли. - И спектакль почти целиком строился на ней. Нервы её напряжены до предела, она каждую минуту готова взорваться. Может быть, это тоже делает её великой актрисой, одной из самых великих актрис нашего времени. В 1965 году она гастролировала с этим спектаклем по городам СССР. Театр вернул ей веру в себя, она вновь завоевывала зрителей во многих странах мира. Актриса была на подъёме, но злокачественная опухоль уже подтачивала её здоровье. Операция, проведённая в одной из клиник Рима, оказалась неудачной. В день похорон Маньяни, 27 сентября 1973 года, все учреждения в Риме были закрыты, никто не работал. В тот день, площадь перед церковью Санта Мария сопра Минерва, где прямо на полу, без катафалка (по обычаю, принятому у римской знати), стоял гроб с её телом, была запружена народом.

Вечерняя Москва предлагает вам вспомнить самые известные киноленты с участием великой актрисы.

1. Самая красивая (режиссёр - Лукино Висконти, 1951)

Самая красивая - необычный фильм для Висконти, не характерны для него ни сам жанр трагикомедии, ни открытые, откровенные страсти. Такого стилистического решения требовал 4000 а от режиссёра тема - трагедия оболваненного народа, которую он ощутил, как одно из самых страшных проявлений нового времени. Маньяни играет жену простого рабочего, которая всеми силами добивается кинопробы для своей шестилетней дочери, считая, что карьера киноактрисы даст ей возможность выбиться из нищеты. Драматическая развязка наступает, когда мать и дочь тайком наблюдают за реакцией режиссёра на просмотре отснятого материала... Только она с её уникальным талантом трагической и комедийной актрисы могла проиграть все те разнообразные значения, которые были заложены в образе простой женщины Маддалены Чеккони.

15:10 7 марта 2014

Трейлер фильма Самая красивая (1951, на итальянском языке)

2. Рим, открытый город (режиссёр - Роберто Росселлини, 1945)

Один из первых фильмов волны неореализма. Лента, получила Гран-при в Канне. Фильм - о последних месяцах фашисткой оккупации Рима. Анна Маньяни сыграла Пину – беременную вдову, трагически заканчивающую свою жизнь в занятом фашистами Риме, героиню, ставшую символом народа. Роль сделала Маньяни мировой знаменитостью, а сцена расстрела стала классикой кинематографа. В её игре восхищало отсутствие гламурности при вулканическом темпераменте. Её стали наперебой приглашать в неореалистические кинопроекты, и вскоре она стала лицом итальянского кинематографа.

15:10 7 марта 2014

Фрагмент из фильма Рим, открытый город (1945, на итальянском языке)

3. Мама Рома (режиссёр - Паоло Пазолини, 1962)

Ради съёмок у Пазолини Маньяни согласилась на гонорар в три раза меньше обычного. Она сыграла сложную драматическую роль бывшей проститутки, идущей на унижения ради сына. Фильм был встречен овациями на кинофестивале в Венеции, но обычными зрителями был принят холодно, а цензоры обвинили создателей в безнравственности из-за грубой речи персонажей. Дело даже дошло до суда, но там все обвинения были сняты. Мама Рома, при всей спорности темы, содержит тот самый романтизм, утерянный поколением итальянских неореалистов первой волны. Именно эта картина принесла популярность Маньяни в СССР.

15:10 7 марта 2014

Фрагмент из фильма Мама Рома (1962, на итальянском языке)

4. Шёл год благодарения 1870 (режиссёр - Альфредо Джианнетти, 1971)

Тереза в фильме Шел год благодарения 1870 - последняя главная роль Маньяни в кино. Он был показан в день смерти великой актрисы – она так и не успела его увидеть. В фильме дана история объединения Италии 1870-х годов на примере семьи Паренти. Глава семьи Аугусто (Марчелло Мастроянни) сидит в тюрьме – его не устраивает позиция папистов, остающихся у власти. Аугусто, невзирая на серьёзную болезнь, активно выступает в поддержку Гарибальди и его идей. Его жена Тереза, энергичная, храбрая и умная женщина, понимает его чувства и устремления, но ей не менее важно и благосостояние семьи, в частности – их сына Марио. Мастроянни признавался, что был потрясён талантом и творческой бескорыстностью Маньяни. В первый раз за свою карьеру я испытал такое волнение. Двое актёров обмениваются репликами и от каждой мороз по коже. В это момент и я вправду поверил, что она моя жена, и мы, правда, оказались в такой ситуации. Не в фильме, а в жизни, - вспоминал он.

15:10 7 марта 2014

Фрагмент из фильма Шёл год благодарения 1870 (1971, на итальянском языке)

5. Татуированная роза (режиссёр - Даниэл Манн, 1955)

Благодаря этому фильму Маньяни впервые попала в Голливуд. Знаменитый драматург Теннеси Уильямс пригласил её на роль Серафины. Фильм снят по одноимённой пьесе драматурга: мирная тихая жизнь итальянской семьи в штате Луизиана разрушена после того, как водитель грузовика Розарио Делле Роза был убит полицейскими во время попытки провезти контрабанду. Его вдова Серафина хранит в память о нем урну с его прахом, жизнь ее безрадостна. Вскоре она встречает Альвадо, который влюбляется в неё. От него она случайно узнаёт, что у погибшего мужа была любовница Эстель. Тогда она разбивает урну с прахом и соединяет свою жизнь с Альвадо. Специально для актрисы Уильямс приготовил вариант сценария на двух языках: с одной стороны текст был написан по-английски, с другой - по-итальянски. И первая же работа в США принесла Маньяни статуэтку Оскар. Но на церемонию Анна приехать не смогла, потому что боялась летать, а на пароход не успевала. Да и в свою победу актриса не верила. Уже после получения награды она рассказывала: Мне позвонили в пять утра. Я догадалась, что это по поводу Оскара, но решила, что надо мной подшутили, и сказала: Дайте поспать, в такую рань до меня шутки не доходят. Итальянские поклонники решили не оставлять любимую актрису без праздника и изготовили в Риме увеличенную копию награды.

15:10 7 марта 2014

Фрагмент из фильма Татуированная роза (1955, на итальянском языке)

6. Ад в городе (режиссёр - Ренато Кастеллани, 1959)

Молодая горничная Лина (Джульетта Мазина) оказывается в тюрьме из-за махинаций своего возлюбленного. В тюрьме она попадает под опеку Эгле (Маньяни), женщины, которая пользуется огромным авторитетом. Эгле подталкивает Лину в сторону большей независимости и агрессивности. Позже Лину оправдывают, но она не может вернуться к прежней жизни. Вскоре Лина снова оказывается в тюрьме, но уже не наивной девушкой, а вульгарной и озлобленной проституткой, шокируя даже свою наставницу. Соседство двух актрис первой величины, как писала пресса, превратилось в сущий ад на съёмочной площадке. Роль Маньяни не была центральной, поэтому она потребовала внести изменения в сценарий, чтобы уравнять по объему обе роли. В результате Маньяни, создавшая незаурядный, сильный, глубоко трагический женский характер, затмила Мазину.

15:10 7 марта 2014

Фрагмент из фильма Ад в городе (1959, на итальянском языке)

7. Любовь (режиссёр: Роберто Росселлини, 1948)

В фильме описаны две трагические любовные истории. Первая - о брошенной женщине, которая страдает от потери любимого человека. Проходит время, но оно её не лечит. Этот мужчина был смыслом её жизни. Она просто не может жить без него. Во второй истории нет страсти или желания, здесь только любовь. Любовь не к реальному человеку, а к мифу, призраку. Героиня - несчастная женщина, считающая, что беременна от Святого Иосифа. На самом деле это бродяга, роль которого исполнил Федерико Феллини. Анна Маньяни гениально исполнила обе роли.

15:10 7 марта 2014

Фрагмент из фильма Любовь (1948, на итальянском языке)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сладкая жизнь: 5 легендарных фильмов Федерико Феллини

7 легендарных фильмов Пьера Паоло Пазолини


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа