Коррупция «ценой» в 2% экономического роста является одним из самых негативных показателей в мире. А, учитывая, что статистике в прошлом году лишь с огромным трудом удалось дотянуть показатель роста ВВП до 2,5%, приходим к очевидному выводу – коррупция забирает примерно половину прироста валового продукта.
Теперь МВФ фактически сообщил, что будет кредитовать Украину исходя из результатов борьбы с коррупцией. И, говорит аналитик Алексей Кущ, экономические агрегаты вроде Gross Domestic Product, Consumer price index теперь рассматриваются как приложение к этому – пусть важное, но далеко не основное.
«Перефразировав известного персонажа, можно сказать: утром борьба с коррупцией – вечером транши, вечером борьба с коррупцией – утром транши. А можно наоборот? Можно, но борьба с коррупцией вперед!», – говорит Алексей Кущ.
В нынешнем году мы вполне могли бы получить 1,9 млрд долл. траншей, продолжает эксперт. Для нас это существенная сумма, но пока она находится под вопросом. По мнению представителей фонда, коррупция оказывает негативное влияние на способность страны достигать стабильного экономического роста, поэтому борьба с ней, причем подтвержденная практическими результатами, выходит для МВФ на передний план.
И на сегодня основные требования фонда сводятся к необходимости запуска в Украине антикоррупционного суда, причем не в том формате, как его видят у нас, а в том формате, как его видят именно на западе.
По словам аналитика, в последнее время украинский электорат пытаются убедить, что с коррупцией в Украине все не так уж плохо. Во-первых, у нас ее не больше, чем на западе. Во-вторых, якобы в стране уже нет «вертикальной» коррупции, а осталась лишь «горизонтальная». И, наконец, некоторые особо одаренные «деятели» пытаются убедить народ, что в какой-то мере коррупция даже идет на пользу, формируя спрос на дорогие товары и даже привлекая инвестиции.
«Мысль о том, что коррупция является «смазкой» для бюрократического механизма, не нова, – говорит Кущ. – Что касается формирования спроса, то, не исключено, что наши коррупционеры и в самом деле являются двигателем итальянского ВВП, пятую часть которого составляют товары «лакшери». Но производителю житомирских носков от этого ничего не перепадает».
Согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенного Центром «Социальный мониторинг», Украинским институтом социальных исследований им.Яременко, Киевским международным институтом социологии и Социологической группой «Рейтинг», коррупция входит в число основных проблем, которые беспокоят украинцев больше всего. В частности, эту проблему назвал в ряду самых главных каждый четвертый опрошенный.
По мнению экономиста Андрея Мартынюка, в таких результатах нет ничего удивительного, ведь влияние коррупции на свою жизнь в первую очередь чувствуют на себе самые бедные и незащищенные слои населения, поскольку коррумпированная система перекрывает доступ к общественным благам. При этом, коррупция не только еще сильнее усугубляет положение неимущих, но и подрывает доверие к общественным институтам, а также тормозит развитие экономики. О чем, собственно, и сказали в МВФ.
При этом, те же самые субсидии, которыми уже опутано полстраны, только питают коррупцию еще больше. Ведь все, что увеличивает зависимость граждан от государства вообще и чиновников в частности, еще больше увеличивает коррупцию в стране, поясняет эксперт.
О том, что коррупция живет за счет бедных, говорит и Алексей Кущ.
«Минимизация уровня коррупции до уровня развитых стран мира приносит развивающимся экономикам дополнительный дивиденд в размере 400% роста доходов населения, – приводит цифры аналитик. – То есть, в стране, где среднегодовой доход на душу населения составляет порядка 2 тыс. долларов, после завершения основной части борьбы с коррупцией он может вырасти до 10 тысяч. Коррупция питается соками бедных».
Кроме того, продолжает эксперт, успешная борьба с коррупцией сокращает детскую смертность на 75%: врачи приезжают вовремя, матерей не маринуют в приемных палатах и тяжелобольным детям своевременно закупают лекарства, а не ждут, пока «распилят» очередной тендер.
Коррупционеры и антикоррупционеры в Украине
Реальная борьба с коррупцией в Украине впечатляет. Буквально каждую неделю в СМИ появляются «сводки с коррупционного фронта».
Например, на прошлой неделе соцсети буквально взорвала новость о том, что из Украины сбежал бывший глава ГФС Мирослав Продан. Об этом на своей странице в Facebook сообщил журналист Евгений Плинский. По информации его источников, Продан, который еще совсем недавно планировал бороться за должность главы ГФС, довольно неожиданно отбыл в Молдову. Комичности ситуации добавил способ выезда из Украины: на евробляхе, чуть ли не в багажнике.
«Публикую документ согласно которому Мирослав Продан 5 ноября в 06:20 минут покинул территорию Украины на молдавском автомобиле через п/п «Могилев-Подольский» и направился в Кишинев, – написал Плинский на своей странице в соцсети. – В тот же день, в 14:04 отбыл из Кишинева на самолете в Варшаву. Интересно, что этот маршрут совсем не вяжется с его заявлением о том, что он находится на лечении в Германии. Дорога из Винницы в Кишинев – 500-550 км с прохождением границы и по разбитым дорогам. До Киева – 260 км, откуда гораздо удобнее вылететь в Германию. Но Мирослав Васильевич почему-то едет ночью на молдавской машине в Кишинев, а оттуда не в Германию, а в Польшу. Странно? Очень. Но маршрут сразу перестает выглядеть странным, если предположить что этот таки бегство. А я так и считаю».
Надо сказать, что скандал с отбывшим в зарубежье Проданом быстро затмил другой – в этот раз, с участием одного из главных антикоррупционеров страны.
«Скандал у патриотов. Жена главы НАБУ Артема Сытника Анна владела 40 сотками в садовом товариществе «Мираж» г. Севастополя, – рассказывает в соцсети политический консультант Елена Дьяченко. – А потом в 2017 году перерегистрировала право собственности на него по законам РФ и вскоре продала. И уплатила налоги в РФ. А в электронную декларацию не внесла. И глава антикоррупционного ведомства тоже не внес, а в СМИ заявил, что участком поручили распоряжаться знакомым, и что дальше с ним было, он не знает. Но договор купли-продажи всплыл на ТСН, Цензоре и других патриотических СМИ. 40 соток – мелочь и суммы фигурируют незначительные. Но сама же демократическая коалиция внесла декларирование недостоверных данных в Уголовный кодекс. Теперь активисты и патриоты негодуют – как же так, Сытник подставляет всю антикоррупционную вертикаль, глава антикоррупционного ведомства – сам коррупционер, припоминают ему квартиру в Броварах за зарплату следователя областной прокуратуры и 10 соток в Буче».
Политолог Кирилл Молчанов резюмируе: по крайней мере, теперь понятно, почему результаты работы отечественных антикоррупционных органов не впечатляют.
«На кухне все плакали, когда в Украине наконец появились антикоррупционные органы, и всех тех коррупционеров наконец можно было посадить за решетку, – пишет политолог. – С одной лишь поправкой: поиском и расследованием дел коррупционеров должен был бы заниматься кто-то с менее запятнанной репутацией, чем директор НАБУ Артем Сытник. В 2018 году этому органу исполнилось 4 года, но результаты – более чем скромные».