Железную дорогу к Крымскому мосту перенесут из-за неожиданной находки

 »   » 
  • Опубликованно
  • Железную дорогу к Крымскому мосту перенесут из-за неожиданной находки

Предположительно, это даже не представитель социальной имущественной верхушки, а, скорее, член правящей царской династии или вообще сам царь Боспора

Строительство железнодорожного подхода к Крымскому мосту потребует тотального пересмотра проекта в связи с обнаружением неожиданной археологической находки — древнего поселения Манитра.

Как сообщается на сайте инфоцентра Крымского моста, дорога обойдет и не затронет строения богатой античной усадьбы, обнаруженные в ходе археологических исследований, предваряющих строительство трассы.

Комплекс из 40 помещений и 9 дворов, датируемый концом V — началом III века до н. э., мог принадлежать семье боспорского аристократа или представителя династии царей Боспора. Перенос участка подхода позволит ученым провести консервацию этого поселения, изучить его и сохранить для потомков.

Исследования усадьбы охватили участок площадью более 5 тысяч квадратных метров. Здесь были найдены остатки сплошной застройки, характерной для античных сельских комплексов замкнутой планировки. Жилые и хозяйственные строения плотно примыкали друг к другу и имели глухие внешние стены. Фасады с окнами выходили во внутренние мощеные дворы, вокруг которых группировались все постройки.

В западной части комплекса располагался наиболее крупный двор, украшенный галереями и, возможно, колоннадой. Для кровли использовалась дорогая черепица местного производства с клеймами боспорского мастера.

«Аналогов сельской усадьбы такой площади, сложности и такой хорошей сохранности нет не только на территории Крыма, но и во всем Причерноморье. Уникальность этого поселения - в очень высоком уровне строительного дела. Памятник находится на Керченском полуострове, в западной части Боспорского царства. Это далекая окраина эллинского мира, но здесь мы видим в самом лучшем проявлении опыт античного градостроительства.

У того, кто строил эту усадьбу, были не просто большие, а очень большие материальные возможности. Предположительно, это даже не представитель социальной имущественной верхушки, а, скорее, член правящей царской династии или вообще сам царь Боспора», - рассказал доктор исторических наук, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН Александр Масленников.

Предполагается, что поселение строилось по хорошо продуманному плану, направленному на создание здесь максимально комфортных условий для проживания. Ученые обратили внимание на аккуратную каменную кладку с выдержанными углами и правильную ориентацию строений с учетом розы ветров: воздух в помещениях всегда был свежим и чистым.

Для того, чтобы дождевые и талые воды не подтапливали комплекс, расположенный на склоне, была сооружена сложная разветвленная система водостоков и накопительных цистерн. Они отводили стоки за пределы застройки.

«Сейчас мы раскрыли примерно 80 процентов поселения. Практически на всей площади открыты верхние слои, но еще не везде раскопан самый нижний горизонт. Чтобы понять, кем был первый хозяин этой усадьбы, нужно открывать самый ранний уровень. Но очевидно, что это был представитель аристократической верхушки Боспорского царства», - рассказал руководитель экспедиции, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Внуков.

С двух сторон к античной застройке примыкают круглые каменные загоны диаметром до 60 метров, предположительно для содержания домашних животных. Также рядом с усадьбой обнаружен некрополь с более чем 20 погребальными сооружениями, вырубленными в скале. Среди них есть семейные усыпальницы.

Предполагается, что здесь хоронили проживающий в поселении обслуживающий персонал. Найденный погребальный инвентарь - это блюда и кувшины, орудия и украшения -был скромным по меркам того времени. Погребения богатых владельцев усадьбы могли проводиться в столице Боспора - Пантикапее.

«Предполагается, что этот комплекс мог функционировать на протяжении 150 лет и как минимум дважды перестраивался под влиянием природных факторов или из-за смены владельца и функции поселения. Не исключено, что в какое-то время первоначально единая очень крупная вилла была разделена на две смежные усадьбы», - рассказал специалист Института археологии РАН Семен Ермолин.

Среди находок последнего периода существования поселения - остатки небольших алтарей, давилен винограда для производства домашнего вина, глиняных бочек-пифосов для хранения продуктов, каменных кормушек для молоди скота.

Люди, занимавшие усадьбу в разные периоды времени, пользовались как местной, так и привозной посудой. Также обнаружены фрагменты и целые формы амфор главных эгейских и малоазийских греческих центров, экспортировавших масло и вино на Боспор в позднеклассическое и эллинистическое время.

Найдено большое количество столовой и кухонной керамики, это кувшины, миски, тарелки, рыбные блюда, кастрюли, а также чернолаковые сосуды, привезенные из Аттики. В числе находок - свинцовые гири с клеймами, подтверждающими их вес, и более 300 античных монет.

«Без проекта железнодорожного подхода к Крымскому мосту мы бы не узнали про этот уникальный комплекс. Сейчас памятник изучается масштабно. Уже открыта значительная часть площади усадьбы, и это дает нам возможность оценить ее планировку, архитектуру. Мы получаем целостную картину», - рассказал специалист Института археологии РАН Сергей Буравлев.

Использованы изображения с сайта most.life


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа