Владимир Путин дал задание правительству узнать, что там происходит в реальной жизни
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству проверить жалобы на рост фискальной нагрузки на население. По словам главы государства, информация о повышении уровня налоговой и квазиналоговой нагрузки на граждан поступила от Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Фото с сайта kremlin.ru
«Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам. Надо понимать, что там в реальной жизни происходит, не на бумажках. Дмитрий Анатольевич (Медведев), посмотрите, поговорите с коллегами на этот счет», — сказал Путин на совещании с членами правительства.
Ранее премьер Дмитрий Медведев говорил, что фискальная нагрузка в России в целом соответствует уровню стран Организации экономического сотрудничества и развития. Он опирался на данные Минфина, согласно которым налоговые изъятия в 2017 году составляли 30,8% ВВП, в 2016 году — 29,2% ВВП.
«Высокая это нагрузка или нет? Если брать уровень европейских стран — это невысокая нагрузка. Если сравнивать с азиатскими странами — она повыше, чем в этих странах», — рассуждал в январе первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
Напомним: налоговая и неналоговая нагрузка на граждан росла все последние годы. Так, с 2015 года в квитанциях по квартплате появилась новая графа — сбор за капитальный ремонт жилого здания. С 2016 года изменился порядок расчета налога на имущество для физических лиц. Раньше он рассчитывался исходя из так называемой инвентаризационной стоимости недвижимости, которая прописана в техническом паспорте квартиры, теперь — на основе кадастровой, которую устанавливают работники государственных инвентаризационных бюро. Чиновники подняли кадастровую стоимость так, что налог на имущество вырос — в ряде регионов на 50%.
В последние годы Центробанк несколько раз изменял тарифы ОСАГО, и каждый раз это приводило к удорожанию этого вида обязательного страхования. Заметим, в России пользуется легковым автомобилем почти каждый третий житель.
Тяжким бременем на плечах россиян лежат и последствия введения разнообразных сборов с бизнеса, который традиционно перекладывает их на потребителей. Цены на товары и услуги в 2014—2017 годах выросли в среднем на 32%.
В 2019 году правительство планирует в четырех регионах — Москве, Московской и Калужской областях, а также республике Татарстан — ввести налог на самозанятых. Согласно поправкам в закон «О занятости населения в РФ», это граждане, которые лично выполняют работу или оказывают услуги для «систематического получения прибыли». По сути, это граждане, которые продают свой труд и при этом не являются предпринимателями. Например, репетиторы, няни, ремонтники, сантехники, фрилансеры из IT и медиа.
Как пояснял замглавы ФНС Дмитрия Сатина, при реализации товаров и услуг физическим лицам самозанятые будут платить налог по ставке 4%
По оценке Минтруда, в России около 15 миллионов самозанятых. Если представить, что каждый из них заработает за месяц хотя бы по 10 тысяч рублей и уплатит 4% налога, бюджетные поступления могут составить 6 млрд. рублей ежемесячно.
До каких пор правительство будет увеличивать квазиналоговые платежи?
— Кабмин заинтересован в повышении налоговой нагрузки, поскольку это ведет к повышению доходности бюджета, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — А для решения задач, которые ставит Путин майскими указами, нужны дополнительные доходы — и никак иначе.
Поэтому Медведев, я считаю, вряд ли будет разбираться, «что там в реальной жизни происходит, не на бумажках». Он будет квазиналоговую нагрузку и дальше аккуратно повышать.
Замечу, уровень налоговой нагрузки в 30,8% ВВП, который рассчитал Минфин, мне представляется заниженной. Дело тут в методике расчета. Минфин социальные страховые взносы выводит за скобки налоговой нагрузки. Но если говорить о квазиналоговой нагрузке, эти взносы необходимо учитывать.
Так что я, скорее, поверю в уровень квазиналоговой нагрузки в 38% ВВП.
— Это много или мало?
— Это очень большой процент в распределении национального продукта. Особенно в условиях, когда увеличиваются прибыли буржуазии. Напомню, в России налоговая нагрузка на прибыль составляет 30%. В то время как налоговая нагрузка на тех, кто работает по найму, и получает до 85 тысяч рублей в месяц, нагрузка составляет 40%. Если же зарплата выше, квазиналоговая нагрузка — подоходный налог плюс социальные взносы — опускаются до 26−27%.
Замечу, в 2019 году повысится НДС — с 18 до 20%. Кроме того, в последнее время сильно растут акцизы с крепкого алкоголя и сигарет — цены на эти товары здорово поднялись. И надо понимать: если человек выпивает или курит, сокращать потребление алкоголя и табачных изделий из-за подорожания он не станет — скорее, начнет экономить на продуктах.
Этот рост цен хорошо замаскирован в статистических отчетах. Из-за этого, я считаю, инфляция в России сильно недооценена. Но как не считай, благосостояние населения сейчас гораздо ниже, чем в 2013 году.
— Как было бы справедливо повышать квазиналоговую нагрузку?
— У нас люди, которые зарабатывают много, несут наименьшую социальную ответственность. В России налоговое бремя скинуто, в основном, на рядовых граждан — тех, чья заработная плата не превышает 85 тысяч в месяц.
Ситуацию могло бы исправить введение прогрессивной налоговой шкалы. Путин в своем августовском телеобращении по вопросу повышения пенсионного возраста рассматривал такой вариант наполнения Пенсионного фонда. И пытался убедить граждан, что игра якобы не стоит свеч.
Вот что президент тогда говорил: «Ну посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера — введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина, применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75−120 миллиардов рублей в год. Этих средств в лучшем случае хватит на шесть дней (работы Пенсионного фонда). Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей».
Но глава государства тогда не упомянул, по какой модели будет увеличиваться подоходный налог. Он говорил о прибавке от перехода к прогрессивной шкале в 75−120 млрд. рублей в год — это очень маленькая цифра. Для сравнения, повышение НДС на 2%, по расчетам, должно принести бюджету допол 00580 нительно 620 млрд. рублей.
Но надо понимать: повышать подоходный налог с нынешних 13% до прогрессивных 20% - это очень скромное повышение. Напомню, во времена Бориса Ельцина ставка прогрессивного подоходного налога доходила до 35%. И эта цифра была взята не с потолка, а из опыта развитых стран.
Если бы сейчас ставка подоходного налога могла достигать 35%, в зависимости от разных факторов, при полной его собираемости мы могли бы иметь дополнительные доходы в 1 трлн рублей.
Это было бы справедливым решением, и это — солидные деньги. У нас, напомню, весь государственный бюджет составляет сейчас около 20 трлн рублей.
Словом, мы могли бы повысить налоги за счет богатых. Но будет ли это делать Путин — вопрос открытый.