Грандиозное концертное шоу в честь тридцатилетия «Агаты Кристи» состоялось в «Крокус Сити Холле» 11 ноября
Выступление настолько впечатляло, что все мемориальные концерты в честь «Агаты Кристи», сыгранные за минувшие 4 года, воспринимались как подготовительные эскизы к этому продуманному до мелочей действу. Как мы помним, всё началось с концерта в «Олимпийском» в феврале 2015-го, когда Глеб и Вадим Самойловы впервые объединились после распада великой группы. Потом, правда, их пути разошлись окончательно (?), но Вадим продолжил отдавать дань своему предыдущему детищу.
В 2015-2016м Самойлов-старший возил мемориальную программу преимущественно по регионам, но ровно год назад сыграл большой концерт в клубе Adrenaline Stadium, где можно было услышать не только россыпи песен из номерных альбомов «Агаты», но и кое-что из её неизданного наследия, а также сольные номера Вадима. На сей раз всё же было решено ограничить программу материалом из официальной «агатовской» дискографии, зато Самойлов пообещал играть 3,5 часа и вспомнить ряд незаслуженно забытых песен.
Концерт начался с архивной хроники 30-летней давности третьего фестиваля Свердловского Рок-Клуба. Камера поочередно выхватывала зрителей, среди которых был погруженный в свои раздумья Андрей Макаревич и щеголеватый Алексей Могилевский. Дебютанты из «Агаты Кристи» настраивались с помощью песни «Сытая свинья», а молодой нескладный Глеб Самойлов расхаживал на кулисами серьгой в правом ухе на непропорционально длинной цепочке. Но вот экранная «Агата» грянула «Инспектора По», а находящаяся здесь и сейчас группа Вадима Самойлова к ней присоединилась. Было ощущение полного стирания временных граней, ведь к тому же звучание нынешнего проекта Самойлова-старшего, как и было обещано, оказалось максимально приближено к привычному саунду «Агаты Кристи».
«Инспектор По» оказался далеко не единственным раритетом, отрепетированным музыкантами Вадима Самойлова для юбилейного шоу. В «Крокусе» также прозвучали «Пантера», «Ты уходишь», «Декаданс», «Джиги-Дзаги», «Ни там, ни тут», «Грязь», «Ближе» и даже «Маленькая страна» Игоря Николаева из «НеГолубого огонька», не звучавшие со сцены по 15-20 лет! Большинство из них имели вполне узнаваемые аранжировки – и только в «Ближе» Вадим Самойлов немного подредактировал текст, убрав из припева большинство местоимений («Я ненавижу-вижу, но ты всё ближе-ближе и т. д»).
Претерпел изменения и стильный видеоряд Виктора Вилкса, впервые представленный на концерте 2015 года. Необъяснимо притягательной получилась картинка к песне «Джиги-Дзаги», где сменяли друг друга изображения бабочек, скукоживающихся моллюсков и флиртующих парочек с дореволюционных открыток. А визуализация песни «Грязь», например, привлекала своим минимализмом: белый экран на котором изредка появляются кляксы и стилизованное под них название песни. Так подчеркивалась идея, что подлинное творчество невозможно без проявления теневых сторон и хождения по краю.
Еще рельефнее эта мысль воплотилась в видеоряде к «Чудесам», представляющем собою череду фотографий погибших знаменитостей всех времен и народов. В отличие от большинства своих коллег-музыкантов, Вадим Самойлов не ограничился поминовением фигур калибра Высоцкого и Вишеса, а присоединил к ним поэтов (Есенин), писателей (Достоевский) и даже ученых (Циолковский и Хокинг). И, кажется, он стал вообще единственным российским рокером, публично отдавшим дань памяти умершему в конце августа Иосифу Кобзону, чей портрет тоже иллюстрировал «Чудеса». «Вечная память безумным художникам, сделавшим мир сострадательнее!» - так прокомментировал 009d8 Самойлов этот пантеон.
Поставив себе задачу сыграть за один вечер 45 песен, Вадим предпочитал не отвлекаться на пространные комментарии, бросая прямо во время исполнения песен адреналиновые реплики, типа «зажигай», «погнали» или «пошла-пошла-пошла». Однако некоторые его ремарки всё же проясняли драматургию концерта, задуманного как изображение пути лирического героя из тьмы искушений к точке Алеф, означающей место полного познания причины всех явлений и смысла всего сущего. Недаром «Грязь» была предварена фразой «добро пожаловать в порок», а перед «Чёрной Луной», наоборот, говорилось о подлинном просветлении, которое заключается в стремлении сберечь свою семью путем разговоров и увещеваний.
Так закономерно Самойлов пришел к выводу, озвученному после «Я буду там»: «Не назло, а во имя себя и самой жизни будьте теми», кто вы есть. Тут у пытливого слушателя мог возникнуть вопрос, что же есть жизнь, ведь «Агата» чаще пела о смерти, пусть и просветляющей и исцеляющей? Но проницательный Вадим дал на него ответ бисовой песней «Новая жизнь», которую предварил напутствием: «Самое главное, чтобы жизнь у вас не зря получилась».