Исполнитель: Центр, Название: Культ еды», Стиль: авангардная электроника, Год: 2018
Обложка диска. Предоставлено издателем
С каждым новым альбомом Василий Шумов все дальше уходит от чаяний массового слушателя, но руку на пульсе времени держит исправно. О том, что сильные миры сего нас давно хотят превратить в тупых потребителей, чтобы нами проще было управлять, антиглобалисты всех мастей твердят давно. Однако этот процесс обычно прослеживается в отдельных песнях, а вот посвятить этой теме целый альбом, никто особо не отваживался.
А Василий Шумов возводит культ еды в ранг национальной идеи. С маниакальной методичностью он исполняет в новом альбоме песни, отражающие, так или иначе, все звенья пищевой цепи. Перечисление разных видов продуктов, детальная информация о распродаже конфиската долгого хранения, рецепт засолки овощей, обзор наиболее эффективных средств для улучшения пищеварения, описание принципов работы фуд-корта, - все это звучит отнюдь не плотоядно, а устрашающе и местами угрожающе.
После прослушивания альбома испытываешь даже некоторое чувство вины, задумав на скорую руку состряпать себе что-нибудь на ужин. Шумову же только того и надо – и он совершает контрольный выстрел, перечисляя на сербском неблагозвучные названия разной современной кухонной утвари в треке «Zatmenje (Kult hrane)».
При всей декларируемой ориентации в «Культе еды» на конкретное искусство, альбом далек от коллажа или перфоманса, где объекты равны самим себе. Впечатляющих обобщений здесь тоже хватает. Первый же трек «Работа по специальности» содержит самодовольный монолог пляжного диджея, который гордится своей должностью. Но мы-то понимаем, что кичиться тут совершенно нечем, особенно, когда всплывает фраза: «Орудие производства – диджей-плеер». Когда вместо людей рабочих специальностей, вокруг оказываются лишь разного рода прихлебатели и проходимцы, крах неминуем.
Аналогичный эффект возникает в наиболее доступном по форме «Пассажире эконом-класса» (приятная мелодия, стилизованная под музыкальный сигнал объявлений в аэропорту). Понятно, что пассажирами эконом-класса, топчущимися где-то на обочине пассивном ожидании своей участи, оказываемся все мы, не достигшие властных вершин.
Практически прямым текстом в песне «Мы решаем, что мы будем» Шумов говорит о том, что если мы не одумаемся и не прекратим абсолютизировать метаболизм, нас завтра самих сожрут с потрохами («Когда мы завтракаем, мы решаем, что будем на обед»). В точности, как у Егора Летова: «Нас намажут на части на намажут на хлеб». Приятного аппетита!