В ночь на 30 октября на 82-м судоремонтном заводе произошла авария, в результате которой затонул плавучий док ПД-50. По официальной версии, док затонул во время вывода из него российского авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов, который проходит плановую модернизацию и ремонт.
Инцидент произошел в поселке Росляково в Мурманской области. ПД-50 - один из двух крупнейших в России доков, длина которого составляет 330 метров, ширина - 88 метров, а грузоподъемность - 80 тысяч тонн. В нем можно обслуживать корабли размером с авианосец и гигантские атомные подводные лодки класса Акула, для которых и был в 1970-х годах заказан этот док. Его построили в Швеции.
Почему Адмирал Кузнецов потерял второй истребитель за месяц Застрянет ли Кузнецов в Средиземном море без мазута? Поход российских кораблей к Сирии - демонстрация силы или нечто большее?Это так называемы мокрый, или плавучий док. В отличие от сухого, который представляет собой неподвижное строение, в который корабль заводят, а затем откачивают воду, мокрый док сам является огромным плавающим судном.
Оно погружается в воду, затем в него заходит корабль, и вместе с ним док всплывает. По окончании обслуживания корабля все происходит в обратном порядке - мокрый док погружается в воду, и из него выводят корабль. Чтобы погрузиться в воду, мокрый док набирает воду в специальные балластные цистерны, а для того, чтобы всплыть, он выкачивает ее.
В момент, когда произошла авария, ПД-50 погружался, чтобы позволить авианосцу выйти на открытую воду. Его балластные емкости заполнялись забортной водой, когда в электросети, питавшей док, произошел скачок напряжения. Как рассказал Би-би-си руководитель пресс-службы Центра судоремонта Звездочка Евгений Гладышев, этот скачок вывел из строя электрооборудование.
Началось нерасчетное поступление воды в балластные цистерны. Поскольку были перебои с электричеством, то стала в нештатном режиме отрабатывать система [...] - клапана, кингстоны, насосы, док начал крениться на один из бортов. И всё, - пояснил он.
Гладышев добавил, что в тот момент авианосец уже был на грани всплытия. Корабль оторвался от стапеля, и, когда док затонул, просто остался на поверхности воды.
Почему отказало оборудование?В Объединенной судостроительной корпорации агентству Интерфакс заявили, что во время аварии имели место отказ аварийных генераторов и падение напряжения. То есть после того, как упало напряжение в сети и отключилось оборудование, аварийные системы не сработали в штатном режиме.
После распада СССР все сухие доки остались на территории Украины, так что ремонтировать авианосцы приходится на севере
Однако источник Би-би-си, имеющий отношение к ОСК, рассказал, что на плавучем доке автономные системы могли быть отключены из экономии. По его словам, глубина у причальной стенки 82-го завода, которому принадлежит ПД-50, позволяла работать доку от береговой электросети.
Это якобы позволило руководству завода сэкономить на ремонте дизель-генераторов автономного питания и сократить обслуживающий персонал дока, утверждает источник.
Официально эта информация не подтверждена. В администрации 82-го судоремонтного завода с корреспондентом Русской службы Би-би-си разговаривать отказались.
В свою очередь в министерстве энергетики агентству РИА Новости заявили, что отключений электричества в ту ночь в Росляково на подстанции, которая питает в том числе и 82-й судоремонтный завод, не было.
82-й завод принадлежал министерству обороны, однако его передали в состав Объединенной судостроительной корпорации. В 2015 году правительство передало его корпорации Роснефть.
Компания планировала использовать его для обслуживания шельфовой техники, передав ремонт военных кораблей на 35-й судоремонтный завод ОСК. Роснефть планировала завершить реализацию проекта в следующем десятилетии. Издание Neftegaz.ru в мае 2016 года сообщало, что по одному проекту, работы должны закончиться в 2025 году, по другому - в 2030 году.
Упавший кранСразу после аварии в интернете появилась фотография Кузнецова, на палубе которого был виден кран, рухнувший на авианосец после того, как накренился тонущий док.
По этому снимку сложно оценить масштаб повреждений, но на Звездочке Би-би-си рассказали, что он невелик. Он упал на летную палубу в районе технической зоны. Техническая зона - это место, где был сделан технологический вырез для загрузки оборудования, - рассказал Евгений Гладышев.
В этом доке происходила утилизация АПЛ Курск
В ходе ремонта на авианосце планировалось заменить энергетическую и двигательную установку, электромеханическую часть, ракетное вооружение - для всего этого необходимо снимать часть палубы.
Если бы корабль находился на завершающей стадии ремонта, то повреждения были бы намного более дорогостоящими - кран упал в районе, где расположен подъемник для самолетов, а также аэрофинишеры (тросы, которые останавливают самолет после посадки). Они, как рассказал Би-би-си Евгений Гладышев, были сняты, как и другое оборудование.
Глава ОСК Алексей Рахманов в свою очередь заявил, что кран все-таки повредил авианосец: Есть рваное отверстие размером четыре на пять метров. Поврежден борт выше ватерлинии.
Он заявил РИА Новости, что корпорация обратится в суд с требованием взыскать стоимость ремонта. Нам придется это сделать, потому что минобороны не принимает затраты на страхование, соответственно, ремонт корабля застрахован не был, - сказал он.
Плавучий докМокрый или плавучий док - дешевое и простое решение проблемы ремонта и строительства кораблей. Их недостатком является то, что они ограничены в грузоподъемности и размерах (существуют сухие доки почти километровой длины), а также имеют ограниченный срок службы.
Кроме того, авария, подобная той, что произошла в ночь на 30 августа с ПД-50, в сухом стационарном доке была бы попросту невозможна.
В СССР все большие сухие доки находились в украинском Николаеве
У плавучего дока есть свои достоинства. Например, он может самостоятельно передвигаться по морю, его можно использовать для перевозки судов.
В России сухих доков такого размера нет. В СССР крупное судостроение находилось на юге - в украинском городе Николаеве. Там были построены все советские авианосцы, включая и Адмирал Кузнецова.
Как рассказал Би-би-си военный эксперт Виктор Мураховский, после распада СССР в России на строительство крупных сухих доков не было средств.
Поэтому у нас есть вполне нормальные эллинги и доки для атомных подводных лодок, а для надводных кораблей, которые строились в советское время на юге в основном, то есть большого водоизмещения, не было на севере. Но понятно, что Советский Союз был единой страной, и, вообще говоря, на юге их ремонтировать и модернизацию [легче было] проводить в доках, которые не требуют особого климатического обеспечения, - пояснил он.
По теме: