Рижский свободный порт переживает сложные времена. Он потерял массу грузов из России из-за сложных экономических отношений с нашей страной. Слишком активная поддержка антироссийских санкций привела к тому, что Москва все в меньшей степени рассматривает Латвию как делового партнера. Поэтому все больший грузопоток направляется через российские порты, а не через Ригу, как это было раньше.
Москва уже лишила Латвию транзита российских нефтепродуктов, перенаправив его через быстроразвивающийся собственный порт на Балтике Усть-Лугу. Это очень негативно повлияло на экономические показатели Рижского порта. Единственное, что помогает ему держаться на плаву, это перевалка российского угля в Европу. Для порта это направление занимает 39 процентов от всего грузооборота.
Европа против угля
Но вдруг последовал неожиданный удар в спину от друзей и союзников, стран Евросоюза. Семь европейских стран решили вступить во всемирный «Альянс против угля». Данная организация выступает за прекращение использования угля, так как этот вид топлива сильно загрязняет окружающую среду.
Кроме того, о вступлении в «Альянс» подумывает Германия, которая получает примерно пятую часть рижского трафика. Нидерланды, объем потребления которых примерно равен немецкому, уже вступили в «антиугольную» организацию. Германию немного сдерживает ее намерение полностью отказаться от атомной энергии. Но латвийским транзитерам следует понимать, что запуск «Северного потока-2» еще более снизит потребность Германии в угле и может подтолкнуть ее к вступлению в «Альянс».
Таким образом, если даже речь и не идет о полном прекращении использования угля в Европе, значительное сокращение его потребления неизбежно.
Россия развивает собственные порты
На данный момент примерно 6 процентов российского угольного экспорта проходит через Рижский порт. Значительно возрастает грузопоток в зимнее время. Особенно с учетом того, что большинство российских портов на северо-западе страны замерзает.
Но руководство латвийского порта настораживает строительство огромных терминалов для перевалки угля в российской Усть-Луге, которая в скором будущем станет самым крупным угольном портом на Балтике. Кроме того, в Мурманской области идет строительство нового незамерзающего порта Лавна с мощным комплексом для перегрузки угля.
Все это означает, что дальнейшие перспективы Рижского порта достаточно призрачны. И если не удастся привлечь других партнеров для транзита грузов, например, Белоруссию, то «морские ворота» Латвии могут оказаться на грани банкротства.