Американский капитал готов любой ценой защищать своё доминирующее положение
Константин Семин. Фото izborsk-club.ru
Я не стал бы смеяться над Трампом вместе с теми, кто находился в зале заседаний Генеральной Ассамблеи. Потому что его слова отражают очень опасную, очень взрывную реальность, которая сегодня восторжествовала в международных отношениях. Трамп является не каким-то отдельным клоуном, сумасшедшим, говорящим от собственного имени. Фактически он озвучивает страхи и опасения крупного американского транснационального капитала.
Стратегия этого капитала в последние полтора года после избрания Трампа президентом очень прозрачна и проста. Этот американский капитал чувствует падение своего влияния, чувствует, что почва уходит из-под его ног. И главной угрозой для своих рынков, для своих прибылей, для своего благосостояния американский капитал видит экспансию китайского капитала.
Поэтому разговор о социализме, о коммунизме, с которым нужно бороться — завеса. Конечно, с внешней стороны это попытка гальванизировать риторику холодной войны, которая нам очень хорошо знакома. Помните маккартизм, «крестовый поход» Рональда Рейгана против коммунизма, «империю зла, борьбу с красной чумой, с красной заразой»?
Но, с другой стороны, это говорит о том, что американский капитал готов до последнего, любой ценой, любыми издержками защищать своё доминирующее положение на мировых рынках и видит своей главной угрозой, своим главным соперником Китайскую Народную Республику. Есть в Китае социализм, нет в Китае социализма — в данном случае второстепенно. Социализм используется как лозунг, как некое оправдание для того, чтобы создавать общепланетный антикитайский фронт, который США уже давно выстраивают.
Тут, кстати говоря, наблюдается абсолютная преемственность между американскими президентпми — между теми, над кем смеялись и теми, над кем не смеялись. С момента провозглашения президентом Обамой так называемой «стратегии броска в Азию», с момента, когда 7-ой флот США был полностью сфокусирован, нацелен на сдерживание, на изоляцию Китая — эта стратегия остаётся неизменной.
Все остальные действия Трампа, в том числе на Ближнем Востоке, в том числе в отношениях с Россией, нужно рассматривать через призму этой глобальной цели. Скажем, атака на Иран, с одной стороны, безусловно, должна понравиться поддерживающему Трампа христиано-сионистскому лобби в США, то есть правым консерваторам. Всем тем людям, которые выходили когда-то на «чайные митинги» — белой мелкобуржуазной фашиствующей Америке.
Но с другой стороны, истинная цель здесь тоже очень прозрачна и напрямую связана с той первой целью, о которой я сказал. Иран — это крупнейший поставщик энергоносителей для экономики Китая. И выбить Иран из-под Китая значит посадить Китай на голодный энергетический паёк. Абсолютное то же самое объяснение есть у политики Трампа в отношении Северной Кореи. Когда Трамп говорит о Венесуэле — опять то же самое.
Потому что мы знаем, что при всех особенностях венесуэльской политики, при всех тех ужасных сторонах венесуэльской блокады, которые подробно освещаются международными СМИ — конечно же, и в Венесуэле, и в Никарагуа уже на протяжении многих месяцев продолжается гражданское противостояние с убитыми и ранеными. Вспомнит Эквадор и Бразилию, где вот-вот состоится праволиберальный фашистский реванш, и Аргентину, где происходит то же самое. Это всё одна и та же площадка для противоборства великих держав.
И мы не можем сказать, что это противоборство идёт по линии капитализм-социализм. Потому что Китай, к сожалению, во многих своих измерениях сегодня действует как государство капиталистическое. Конечно, он гораздо ближе к социализму по многим и многим показателям.
Что касается государственного планирования, касается увеличения внутреннего спроса, касается инфраструктурного строительства и образования, науки и всего остального — до определённой степени черты социализма в китайской государственной модели сохраняются. Здесь безграничное пространство для споров и обсуждений. Есть разные точки зрения.
Социализм ли это с китайской спецификой или это уже некий китайский НЭП, некий реванш, некое скатывание в буржуазную реакцию с националистическим уклоном? Но очевидно, что на мировой арене, например, в таких регионах, как Африка, Латинская Америка или даже Россия, китайские корпорации в своём поведении руководствуются одним единственным принципом извлечения прибыли и вывоза капитала. И действуют они точно так же, как американские корпорации.
И поскольку сейчас степень обобществления производства, концентрации капитала в общепланетных масштабах достигла критической отметки, перед нашими глазами вновь развёртывается панорама, которая доказывает справедливость марксистско-ленинской теории об империализме как высшей стадии капитализма. О том, что эти противоречия невозможно замести под ковёр, сгладить, стравить, нивелировать и т.д. Что рано или поздно корпорации будут жрать друг друга, укрупняться.
И будет создаваться не один центр силы, связанный с каким-то тайным масонским правительством ( как себе воображают некоторые комментаторы, критикующие «свихнувшегося на социализме Сёмина»), а несколько конкурирующих центров капиталистической силы, которые будут готовы уничтожить друг друга, даже если для этого придётся уничтожить весь мир. Потому что и тот и другой центр силы обладает колоссальными средствами массового уничтожения. Это тоже забывать нельзя.
Вот что скрывается за выступлением Трампа. По сути, мы наблюдаем складывание фашистской милитаристской диктатуры в США. Пока черты этого не так заметны, пока многие признаки ещё неочевидны, но идёт дрейф именно в этом направлении. И мне на самом деле кажется, что здесь есть повод не для того, чтобы ухмыляться над «глупым Трампом». Трамп действует абсолютно осознанно, он загружает бешеными, сумасшедшими заказами свою оборонку.
750 миллиардов — бюджет Пентагона на следующий год — не просто так он назван именем сенатора Маккейна. Маккейн мог как угодно относиться к Трампу — но он умер, а дело его живёт. Трамп изо всех сил раздувает корпоративный пузырь на Уолл-стрит.
И, несмотря на то, что одновременно кратно увеличиваются риски и все крупнейшие экономические издания (даже «мейнстримовые», простите меня за это слово), такие, как «Уолл-стрит джорнал», «Э 003ebd кономист,» пишут об угрозе нового масштабного финансового обвала на глобальных рынках, кратно превосходящего предыдущий — умерить свои аппетиты американский капитал, транснациональный капитал и все остальные капиталы не могут. Это создаёт, конечно, чрезвычайно опасную ситуацию, потому что мы понимаем: выход из кризиса любой капитал всегда ищет через войну. Никакого другого выхода он для себя не знает.
Единственное, в чём я, пожалуй, попытался бы одёрнуть товарища, выступавшего в высокой ООНовской трибуны — это в том, что его собственная страна, весь мир уже совсем не напоминают Америку 50-х — 80-х, Америку сенатора Маккарти и мир президента Рейгана. Мир изменился до неузнаваемости. По последним опросам, в США новое поколение «миллениумов», как их называют, или уже поколение Х и поколение Z, пришедшие на смену поколению «миллениумов» (то есть молодёжь, которая выросла в условиях непрекращающегося кризиса, рецессии, продолжающейся с 2008-го года), по всем опросам говорит о том, что капитализм перестал его интересовать.
И теперь предпочтительной моделью общественного устройства новое поколение американцев (даже не говорю об аналогичных европейских опросах, хотя они демонстрируют те же самые результаты) называет социализм.
Поэтому, если и нужно куда-то направлять орудие, жало антикоммунистической, антисоциалистической пропаганды, так это в первую очередь внутрь Америки, безработной Америки, Америки, которая до сих пор не почувствовала никаких улучшений, ни роста ЗП, ни роста производительности труда, ни роста занятости, о которых отчитывается Трамп на своих пресс-конференциях.
Эта Америка не стала жить лучше — стали жить лучше её корпорации. А не бастующие по всей стране учителя, не бастующие работники транспорта во Франции, не протестующие пенсионеры в Австрии или водители автобусов в Великобритании.
Однако нужно понимать, что все эти люди, которые эксплуатируются капитализмом, чья кровь, по сути дела, высасывается крупнейшими компаниями и собственниками этих компаний — до сих пор абсолютно на любых континентах, в любых странах остаются бессловесными. И очень высока вероятность того, что этих людей нейтрализуют с помощью «патриотической» риторики.
Мы видим: Трамп «сделал снова великой Америку», Эрдоган «сделал снова великой Турцию», кто-то собирается «сделать снова великой» Германию, Францию изо всех сил «делают снова великой»… И у нас та же самая картина. Бессловесных людей, которых раньше было принято называть трудящимися, очень легко с помощью кнута и плётки псевдопатриотической шовинистической националистической пропаганды толкнуть в траншеи, в окопы для того, чтобы они начали убивать друг друга.
Вот что на самом деле, как мне кажется, представляет наибольшую угрозу. И вот какой зловещий смысл содержится в, казалось бы, глупых и странных высказываниях, прозвучавших в Нью-Йорке.
Таково мировоззрение капитализма. И оно сформулировано очень чётко. Это мировоззрение людей, которые идут по головам. Вот тип промышленников и предпринимателей, описанный в книге Айн Рэнд «Атлант расправляет плечи»: это «сверхлюди», те, кто способен пойти на любые жертвы (других, «никчёмных» людей), способен принести общее на алтарь своих собственных желаний, собственной алчности, собственных мечтаний.
И в этом смысле логика капитализма от логики фашизма не отличается в принципе, и большевики говорили об этом постоянно. И об этом говорил Димитров на известном процессе, потому что фашизм — это крайняя реакционная, террористическая фаза капитализма. Но это капитализм. В этом и разница, в этом и отличие того, что защищали наши предшественники в 41-45 гг. о того, что проповедовали и гитлеровские фашисты в Германии, и их идеологические наследники. В годы холодной войны мы знаем, кто кого трудоустраивал.
Огульное обвинение прозвучало в речи Трампа: «Жажда власти социалистов ведёт к экспансии, вторжениям и подавлению». Что здесь имеется в виду? Всё, что угодно, можно попытаться к этому приплести: и Чехословакию, и Венгрию, и начало войны в Северной Корее, которая якобы с точки зрения американских историков инспирирована, спровоцирована коммунистами и чуть ли ни Советским Союзом.
Всё это, разумеется, бред сивой кобылы, потому что во всех этих случаях инициаторами, провокаторами выступал капитал всегда. Всегда! — включая в том числе и нашу собственную историю. Я сейчас вновь подробно знакомлюсь с механикой событий Великой Октябрьской Социалистической революции. И снова и снова прихожу к выводу, что если бы не поведение наших капиталистов и помещиков, которые призывали сначала на помощь себе крайне реакционные силы и военщину в лице Корнилова и подобных ему, то не было бы того кровопролития.
До самого последнего момента левые старались этого кровопролития избежать. Не получилось. А утверждать историческую ложь — это очень распространённая пропагандистская линия. В Вашингтоне действует штаб-квартира «Всемирного движения по борьбе с коммунизмом». Там есть музей борьбы с коммунизмом, является общим местом, что, дескать, «коммунизм по всему миру уничтожил миллионы человек». Никто никогда не считал, скольких уничтожил капитализм, а считать это надо с незапамятных времён, от царя Гороха.
Нужно считать Хиросиму и Нагасаки, нужно плюсовать сюда миллионы и миллионы убитых во Вьетнаме, сожженных напалмом в Корее. Записывать сюда людей, которых вообще никто не помнит: американскую оккупацию Мексики, Филиппин и т.д. и т.п., сожжённый Дрезден. Бесконечное количество эпизодов. Ну, подумаешь, сбросили атомную бомбу — это же была капиталистическая правильная рыночная атомная бомба. А то, что 200 тысяч человек в одну секунду сгорели заживо, не имеет значения. То, что из этих 200 тысяч человек большинство вообще никакого отношения не имело к производству оружия и ведению войны — не имеет значения. И так далее.
Но у нас хватает поклонников Трампа. Вспомните, как пили пиво и радостно скакали с футболками «Трамп» наши некоторые деятели правого движения. «Избирали» Трампа с помощью бутылок шампанского и кричали, что «Трамп — наш!» Трамп — не наш. Но трампоноклонники и сам Трамп не понимают, что социализм — это не какая-то операционная система, которая находится в полном противоречии с капитализмом.
Есть такой вариант, есть сякой; капитализм хороший, а от социализма все гибнут; или, наоборот, социализм — хороший, и ставим эту систему вместо капитализма. Нет! Социализм вырастает из капитализма. Капитализм создаёт предпосылки для появления социализма. Главной предпосылкой для Великой Октябрьской Социалистической революции — созданной капитализмом предпосылкой — была Первая мировая война, которая залила поля сражений в Европе и Азии кровью.
И из этого страшного ада родилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. То есть капитализм сам своими преступлениями, своими бесконечными жертвами создаёт себе противоположность. Это диалектическое единство, его нельзя разорвать. Поэтому то, что творит Трамп, то, что творит американский империализм, американский капитал в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на Донбассе, постепенно закладывает фундамент для другого порядка, который неизбежно наступит, потому что человечество хочет жить. Оно не хочет быть загнано в могилу в угоду каким-то узко корпоративным живодёрским интересам.
К сожалению, нам пока нечем ответить Трампу. А больше всего меня беспокоит другое. Мы начали с того, что таким образом провозглашается его поход на Пекин. Какую роль во всей этой диспозиции предстоит сыграть России? — вот что для меня не ясно. Не просто так ведётся кампания по его дискредитация, по его объявлению российским агентом. Есть такое ощущение, что Трампу и его единомышленникам хотелось бы видеть Россию в обозе наступления на Китай. Видеть ассистентом своего похода против Китая.
И в истории, к сожалению, есть примеры того, как американцам удавалось проворачивать этот фокус. Вы, наверное, помните кризис советско-китайских отношений 60-70 гг., который завершился никсоновским разворотом и созданием китайско-американского альянса против Советского Союза. Вот сейчас «нашим международным партнёрам» очень хотелось бы осуществить аналогичную схему, но с противоположной полярностью.
Чтобы Россия выступила младшим партнёром США по сдерживанию Китая. И именно этим объясняется такая двойственность поведения администрации Трампа в отношении российской элиты. С одной стороны, всё время кнут, с другой стороны, всё время пряник: «Наконец уже перестаньте выпендриваться и осознайте, где ваши правильные интересы находятся, и тогда мы вас — сейчас — не тронем». Вот что происходит.