Жаркие деньги. Когда украинский агросектор будет готов к большим сделкам

 »   » 
  • Опубликованно
  • Жаркие деньги. Когда украинский агросектор будет готов к большим сделкам

Напомним: в 2014 году агрохолдинг объявил о дефолте, а собственник «Мрии», Игорь Гут, с семьей скрылись в неизвестном направлении. Руководить агрокомпанией стал консорциум кредиторов, в числе которых были IFC, Альфа Банк, Credit Agricole, Deutsche Bank DBU и прочие международные финансовые организации: им Гут задолжал $1,1 млрд.

Дефолт «Мрии» негативно отразился на имидже Украины на международных финансовых рынках. В свою очередь, кредиторы были вынуждены еще четыре года вкладывать деньги, чтобы удержать агрохолдинг на плаву. За это время долговая нагрузка «Мрии» сократилась с $1,1 млрд до $310 млн, земельный банк уменьшился вдвое, до 150 тыс. га пашни. На данный момент на балансе холдинга находится $46 млн рабочего капитала, лизинговых программ на $6,1 млн, четыре элеватора, крахмальный завод и картофелехранилище. Такие активы — непрофильные для кредиторов «Мрии».

SALIC уже занимается агробизнесом в Украине – фонду принадлежит агрокомпания Continental Farmers, которая собрала 45 тыс. га пашни в Тернопольской и Ровенской областях, основных операционных регионах «Мрии». Прямые акционеры Continental Farmers — члены королевской семьи Саудовской Аравии.

Поиск воды и выгоды

По мнению президента Петра Порошенко, покупка «Мрии» фондом SALIC — это свидетельство «качественного изменения инвестиционного климата в нашем государстве, восстановления веры инвесторов и их готовности вкладывать в Украину». Но в первую очередь саудитов интересовали климатические условия для ведения агробизнеса, а также удобность логистики.

В частности, партнер компании Kreston GCG Артем Ковбель говорит, что правительство Саудовской Аравии пытается решить продовольственную проблему в своей стране, которую не способен в полной мере сгладить ввоз агропродукции. «Экспорт — это дополнительные налоговые обременения, юридические формальности и денежные затраты, а оперативность поставок сильно зависит от посредников. Если собственными силами перевозить продукцию, затраты будут меньше, а вы сможете самостоятельно контролировать объемы и сроки поставок», — объясняет эксперт. В то же время объем продаж агропродукции из Украины в Саудовскую Аравию за последние два года упал вдвое, а доля саудовского рынка для украинского агроэкспорта — до 1%, говорит экономист Продовольственной организации ООН (FAO) Андрей Ярмак. По его словам, в основном Аравийский полуостров покупал в Украине фуражное зерно и подсолнечное масло, продажи которых колебались в зависимости от конъюнктуры на мировых рынках.

Именно поэтому Эр-Рияд стремится самостоятельно контролировать процесс поставки продовольствия в свою страну посредством покупки заграничных агрокомпаний, уверен Ковбель. Тем более что последние 7 лет Саудовская Аравия постепенно сокращает объемы собственного агропроизводства, из-за высоких издержек на использование воды для орошения почвы, дополняет Ярмак.

С точки зрения логистики, SALIC было бы выгодней приобрести крупную агрокомпанию в средиземноморском регионе ЕС. «Но купить местную компанию — удовольствие не из дешевых», — объясняет Ковбель. «Инвесторов отпугивают логистические проблемы в Украине, но тут намного лучше климатические условия для ведения сельского хозяйства: здесь не надо налаживать доставку воды для возделывания полей», — комментирует директор лондонского представительства инвестиционного фонда SALIC Кристиан Йорг.

Инвестиционный климат в Украине для сделки по покупке «Мрии» сыграл второстепенную роль, дополняют эксперты. «Для инвесторов из Ближнего Востока — это возможность купить актив с дисконтом на падающем рынке нашей страны», — говорит партнер компании Kreston GCG. Его слова подтверждает экономист IMF Group Григорий Кукуруза. По его словам, стоимость покупки «Мрии» колеблется на уровне $100 млн, хотя рыночная цена агрохолдинга должна быть наполовину выше, если исходить из показателя EBITDA в $15 млн и отраслевого мультипликатора аграрных активов в 6–9 годовых EBITDA. «В последующие годы EBITDA будет только расти, а вместе с ней и стоимость компании. Саудиты зашли в период, когда стала ясно, что риск военной агрессии РФ минимален, но стоимость активов еще не начала восстанавливаться», — говорит экономист.

Не мечтать о рынке земли

По мнению Петра Порошенко, покупка «Мрии» фондом SALIC станет  первой в цепочке иностранных инвестиций в агросектор Украины. При этом глава государства подчеркнул, что саудиты купили не украинскую пашню, а именно аграрные активы.

Но, по словам народного депутата Сергея Хланя, для больших вложений в развитие украинского АПК необходимо снять земельный мораторий и запустить рынок земли. «Например, бизнес не будет инвестировать в системы мелиорации без четкого права собственности на поля», — подчеркивает Хлань. При этом, как говорит глава Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, сейчас перспективы запуск рынка земли зависят исключительно от договоренностей между политическими силами и ветвями власти. «Сейчас мои коллеги дорабатывают свои предложения по законопроектам о рынке земли, ожидая версии земельного законопроекта от Минагрополитики. В свою очередь, некоторые депутаты решили обратиться к президенту, чтобы тот тоже подал свой законопроект о снятии земельного моратория», — комментирует нардеп. При этом, говорит Козаченко, для запуска рынка земли необходимо решить также вопрос кредитования небольших агропроизводителей для выкупа паев. Как утверждает глава УАК, ведутся переговоры с государственным пенсионным фондом Швейцарии для ипотечного финансирования украинских фермеров. В то же время Владимир Гройсман публично настаивает, что иностранцы не смогут участвовать в купле-продаже сельскохозяйственной земли в Украине.

Поэтому украинский бизнес не ожидает развития земельного рынка и дальнейших инвестиций. «Думаю, до 2020 года рынка земли не будет», — комментирует специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. А значит, и приток инвестиций в украинский агросектор откладывается.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа