Вежливый Отказ «Военные куплеты»

 »   » 
  • Опубликованно
  • Вежливый Отказ «Военные куплеты»

Исполнитель: Вежливый Отказ, Название: «Военные куплеты», Стиль: авант-рок, Год: 2017

Обложка диска. Предоставлено издателем

При всем своем эскапизме, «Вежливый отказ» не раз обращался к военной теме. Стоит вспомнить хотя бы «Эй» и «Пожар Москвы 1812 года». Отдельная концептуальная программа о войне отпочковалась у группы еще 8 лет назад при работе над альбомом «Гуси-лебеди». В те относительно спокойные времена это больше походило на эстетскую игру, но сейчас, когда кровавые конфликты разгорается то там, то тут, альбом «Военные куплеты» просто обречен восприниматься как некий манифест.

Всеобщая мобилизация – страшная вещь. Если раньше Роман Суслов мог себе позволить роскошь обращаться к услугам профессиональных поэтов, то теперь целиком и полностью справляется сам. Вербальный компонент отходит в «Военных куплетах» на задний план, но это не прихоть и не производственная необходимость. Достаточно того, что «Гопак» сначала имел вполне осмысленный текст, но в процессе его заменили на абракадабру. Когда говорят пушки, музы молчат.

Историзм интересует «отказников» меньше всего. По всей видимости, задачей «Военных куплетов» было передать всю подноготную войны посредством одной музыки. А слова… ну, в конце, концов они тоже музыка – особенно, когда Суслов надсадно разряжается в «Гудериане и мороженом» короткими очередями – «с боем, с боем… фланг, фланг» и проч. Конкретики ноль, только одна чистая энергия разрушения и упоения в бою.

Разумеется, весь этот хаос жестко структурирован и тщательно отрепетирован – как, впрочем, и всегда у «Вежливого отказа». В «А вдруг!» милитаристический марш смешан с «Парадом Алле», как бы намекая, что на войне, как и в цирке, за внешней выправкой и отчаянной решимостью скрывается чудовищная муштра и ежесекундный риск. Джазовые фрагменты в «Пехоте в окопах» знаменуют тревожные сны изнуренных в бою солдат о мирной беззаботной жизни. В «Зенитчике» математическая просчитанность как музыкальных ходов, так и команд героя не способны заретушировать физически ощутимого дыхания смерти.

Авторское отношение ко всему этому отношению до поры, до времени, не педалируется. Суслова прорывает лишь к шестой песне альбома «Мы победим», ура-патриотический текст которой разительно контрастирует с издевательскими интонациями певца и оборотами, вроде «мы победим – базара нет». Нам дают понять, что война – это то, что, увы, нам удается лучше всего. Рельефнее всего это ощутимо в заключительных композиция «Увертюра» и «Финал», когда не успели наладить мирный быт и похоронить всех убитых, как уже внимательно вслушиваемся в призывы к новым битвам.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа