Исполнитель: Мумий Тролль, Название: «20+», Стиль: рокапопс, Год: 2018
Обложка диска. Предоставлено издателем
«Мумий Тролль» проложил в 90-е новые пути для развития музыкальной индустрии, запатентовал термин рокапопс и породил целую плеяду продолжателей и продолжателей. Но всерьез о творчестве Ильи Лагутенко мало кто писал. В лучшем случае, феномен «МТ» анализировался сугубо с маркетинговой точки зрения. В худшем – фанаты заходились в бесплодных восторгах, а зоилы норовили уличить Илью Игоревича в постоянной трансляции пустоты и бессмысленности.
Дебютная номерная пластинка перезагруженных «троллей» многих просто оглушила и ослепила. Когда она вышла, было не до анализа. Песни из «Морской»* казались в середине 90-х вычурными, вызывающими, местами шероховатыми, а порою даже безграмотными, но они имели необъяснимую силу воздействия и нередко цепляли слушателей даже помимо их воли. И происходило это зачастую в силу их полнейшей алогичности и диковинности. Ведь не зря же продюсер «Мумий Тролля» Леонид Бурлаков (как и в случает Земфиры со «СПИДом») прозорливо решил раскручивать с самой странной песни – «Кот Кота».
Время собирать камни и разбирать по косточкам головокружительный успех «Мумий Тролля» пришло уже ко второй пластинке – «Икра». Стало ясно, что Лагутенко на новом витке развивает находки эгофутуристов, ломая синтаксис, изобретая новые слова и тонко чувствуя и передавая хрупкую красоту неочевидных вещей. Он мог запросто скрестить ритуальные песнопения с набирающими обороты мобильными реалиями в ураганных «Шамаманах» или изложить историю несчастной любви в декорациях научно-фантастического космического полета («Не звезда»). Ему верили. «Икра» немного уступала по популярности «Морской», но истинные меломаны всегда выделяли именно её. Достаточно вспомнить, как лет десять назад молодые группы проводили лет 10 назад посвященный ей клубный фестиваль, сыграв её в итоге целиком. Кто еще из музыкантов может похвастаться таким нежданным трибьютом?
Массированную атаку на души и уши массового потребителя «Мумий Тролль» устроил уже в следующем альбоме «Точно ртуть алоэ» (2000). Релиз был приурочен к наступлению миллениума и сопровождался выпуском нескольких максинглов на CD – «Невеста», «Моя певица» и «Без обмана». Такое себе позволила еще разве что «Агата Кристи» с вышедшим чуть позже альбомом «Майн Кайф». Хит «Невеста» буквально навяз на зубах и даже довольно зло обстебывался в песнях «Ленинграда» и «Люмена». А интерес к «Моей певице» пиарщики удачно подогрели слухами о романе Лагутенко с Земфирой...
Казалось бы, вот она – слава, теперь можно почивать на лаврах! Но «Мумий Тролль» не стал идти на поводу у публики, выпустив томную, камерную и элегическую пластинку «Меамуры», испытавшую сильное влияние французского шансона. От музыкального фастфуда эти призрачные изыски были принципиально далеки. В книге Александра Кушнира «Хедлайнеры» хорошо описано, как, несмотря на все его пиар-ухищрения, презентация альбома так и не смогла собрать «Олимпийский». А с англоязычной версией песни «Обещания» из «Меамуров» «Lady Alpine Blue» «Мумий Тролль» в 2001-м сумел занять на «Евровидении» лишь 12-е место, после чего вслед им плевались даже уборщицы в аэропортах.
Терять было больше нечего, и в следующем альбоме – саундтреке к арт-хаусному фильму Леонида Рыбакова «Похитители книг» «Мумий Тролль» продемонстрировал еще более андеграундную ипостась. Это оказался самый настоящий нуар, облеченный в форму фламенко, вальса, фанка, арт-рока и убойного дископанка «Медведицы». Закономерным развитием событий стала роль вампира, сыгранная Ильей Лагутенко в «Ночном дозоре» и приуроченный к этому событию мрачный синти-поповый мини-альбом «Иди я, я буду».
Впрочем, уже давно было пора возвращаться в большой шоу-бизнес – и «Мумий Тролль» триумфально сделал это, выпустив в 2005-м «Слияние и поглощение». Альбом будто бы вобрал в себя весь сытый лоск, который был присущ прочно подсевшей на нефтяную иглу России. Получился этакий гедонизм в кубе, включающий сексуальную раскрепощенность, страсть к допингам, снобизм и гурманство. В использовании музыкальных стилей «Мумий Тролль» также себя не ограничивал, смело венчая синти-поп с хардом («Прости, киска!») и брейк-бит с французским шансоном («Такбываетнеслучайно»). Попытка повторить успех «Медведицы», наложив звонкие девичьи голоса на бешеные диско-ритмы в «Страху нет», в целом, удалась, но все же выглядит несколько нарочито.
В следующей «Амбе» «Мумий Тролль» удержался на прежних хедлайнерских позициях. Ведь «Бермуды» и «Ru.Da» были чудо как хороши, хотя за всей этой гонке за удачей уже чувствовалась некоторая усталось. Концепция победы тигров над хаосом, выраженная в одном емком понятии «амба» (слово обозначает и «конец», и «тигр») была весьма убедительной. При этом не покидало ощущение, что она несколько заслоняла саму суть пластинки. Точнее, и концепция, и суть пластинки были равноценными по своей значимости, но лучше бы они существовали отдельно друг от друга.
Еще сильнее раздвоенность «троллей» ощущается в альбоме «8», недаром она распадается на две части. Нереально красивые «Фантастика», «Музыкант» и «Метель» здесь соседствуют с такими экспериментальными вещами, как «Запуск ракетоплана Иосиф Сталин на Луну». Противоречия сопровождали группу и в реальной жизни. Например, 8.08.08 началась война России и Грузии, а Илья Лагутенко и Евгений Звиденный преспокойно играли дворовые песни на закрытой презентации диска в уютном офисе «Кушнир Продакшн».
«Восьмерку» Илья Лаутенко объявил свои последним альбомом. Однако после него еще вышел сборник раритетов «Редкие земли». «Мумий Тролль» наконец-то решил собрать под одной обложкой свои би-сайды с синглов к «Точно ртуть алоэ», ауттэйки к номерным альбомам, саундтреки, дуэты, рождественский хоррор «С Новым годом, крошка!», ранее выходивший лишь на максисингле и кое-что из дуэтов. Особняком стоит «Саундтрек» погибшего тремя годами ранее Александра «Рикошета» Аксенова из затеянного «Алисой» трибьюта «Выход дракона». «Мумий Тролль» стал единствен 00145e ным, кто сыграл не под аккомпанемент музыкантов «Алисы».
И «Редкие земли» и последовавшие за ними альбомы «SOS матросу» и «Пиратские копии» хочется рассматривать под приставкой пост-. Все уже сказано, остается лишь совершенствовать приобретенное, опираться на опыт коллег и заниматься просветительством (к «Пиратским копиям) был приложен сборник с песнями разных азиатских исполнителей. Подробнее об альбомах «SOS матросу» и «Пиратские копии» читайте в рецензиях на нашем портале.
Вся эта дискография, в которой, как видим, нет очевидно провальных альбомов, давно просилась быть переизданной в виде антологии, что и осуществил, наконец, лейбл Navigator Records. «Мумий Тролль» известен своими необычными оформлениями многих альбомов («Точно ртуть алоэ» с бусинками, «Меамуры» с окошечками, «Похитители книг» в тряпичном кейсе, «Слияние и поглощение» в упаковке в форме пробника духов»), поэтому и на сей раз есть несколько приятных поводов для удивлений.
Стильный бокс содержит логотипы, фотографию и название группы крупным шрифтом. Ничего лишнего, но выглядит очень убедительно. Каждый диск упакован в двухполосный диджипак без трея размера чуть больше обычного. Сами диски от царапин надежно оберегают бумажные конверты. На каждой коробке – номер альбома и, что немаловажно, точная дата его выпуска. На развороте – фотография из фотосессии времени издания оригиналов, но не обязательно из канонических первопрессов. Корешки содержат порядковый номер латиницей и индивидуальный грфаический символ каждого релиза (ножницы в «Морской», бабочка в «Меамурах», доллар с сердечком в «Слиянии и поглощении»). Ясно ведь, что как человек, близкий к восточной культуре, Илья Лагутенко предлагает нам некое подобие иероглифов, которые должны быть расшифрованы пытливыми фанами.
Самой главной приманкой для коллекционеров является 224-страничный буклет с обложками и буклетами всех вошедших в издание альбомов. Это самая натуральная книга в уплотненной обложке, на мелованной бумаге и тщательно переплетенная! Наследуя футуризму, Илья Лагутенко не всегда делал свои тексты удобными для чтения. Например, в «Икре» они публиковались без разбивки на строчки в длинной раскладушке, а «Пиратских копиях» на плакате. Здесь же все адаптировано под книжный формат, но при этом исходная концепция дизайна буклетов не нарушена. Кроме того, в делюксовых изданиях «Похитителей книг» и «SOS матросу» тексты песен отсутствовали, а тут -пожалуйста вам и они.
* В издание вошли только те альбомы, названия которых выделены в рецензии жирным шрифтом.