Историческая драма Авдотьи Смирновой «История одного назначения» вышла в российский прокат 6 сентября
Кадр из фильма «История одного назначения»
Опоив до смерти циркового слона шампанским, поручик Григорий Колокольцев вдрызг разругался со своим отцом – старым офицером и ветераном разных войн. Из желания доказать папаше свою состоятельность, кутила отправляется в Тульскую губернию в захолустный полк. По дороге происходит его знакомство с графом Львом Толстым, одержимым идеями реформирования сельского хозяйства и выращивания черных японских свиней.
В провинции Колокольцеву приходится гораздо тяжелее, чем в богемной столице. Непрерывная муштра, беспробудное пьянство, непробиваемый бюрократизм капитана-поляка – всё это производит тягостное впечатление на идеалистически настроенного Григория, грезившего о просвещении солдат. Череда роковых событий привела к тому, что затравленный писарь Шабунин дал пощечину польскому командиру. Служивому неминуемо грозит военно-полевой суд, на котором его берется защищать сам Толстой.
Фильм целиком и полностью основан на реальных событиях, а сценарий написан по мотивам главы «Спасти рядового Шабунина» из книги видного толстоведа Павла Басинского «Святой против Льва». Маленькое эссе, которое занимало всего nhb страницы, автор даже не собирался включать в чистовую версию своего исследования.
Однако, читая книгу, Авдотья Смирнова зациклилась именно на этой главке и почти сразу же решила снимать этот фильм. Басинский её пытался отговаривать от погружения в «мрачняк», но при 'том сразу согласился быть соавтором сценария, над которым, помимо него и Смирновой, работала также и Анна Пармас.
В отличие от большинства современных исторических драм, в фильме сделана ставка исключительно на достоверность. Все персонажи фильма реальны, а их дальнейшую судьбу можно проследить по специализированной литературе. Например, Григорий Колокольцев, скончался уже в 1918 году и, вопреки показанным в фильмах событиям, сумел сохранить дружеские отношения с графом Толстым. А капитан-поляк впоследствии служил в Германии русским агентом, дослужился до генерал-майора и стал одним из прототипов романа Валентина Пикуля «Честь имею».
Консультант фильма Джон Шемякин бился до последнего над реалистичностью антуража. Действие «Истории одного назначения» происходит в 1866 году, когда как раз, как назло, государь Александр II менял стандарты военной формы каждые несколько месяцев. И Шемякин переворошил все архивы, чтобы понять, какие изменения были еще актуальны на конец лета того года, а также какие багажные квитанции оставались в обращении. Конечно, разночтения в фильме есть, но они несущественны: например, прощение графу Милютину Толстой подавал по другому поводу и на 15 лет позже.
Диалоги «Истории одного назначения» выдержаны в духе XIX века. Соблюсти нужную атмосферу Смирновой помогла песня Бориса Гребенщикова «День в доме дождя», которую режиссер на определенном этапе работы над сценарием слушала почти непрерывно. Тем не менее, композитором фильма стал не БГ, а рэпер Баста (Василий Вакуленко). Обращаясь к нему, Смирнова очень хотела уйти от «скрипично-виолончельных» штампов и получить нечто современное, чтобы подчеркнуть, что события фильма имеют непосредственное отношение ко всем нам.
Несмотря на свою несомненную историчность, лента имеет множество параллелей с современностью. Волокита, подхалимаж, коррупция, людоедские законы, боязнь чиновников всех уровней всех уровней замкнуть ответственность на себе ощутимы поныне и способны привести к воистину трагическим обстоятельствам. Возможно, нынешней российской власти были бы неприятны такие параллели, поэтому государственные деньги в производстве картины не использовались. По словам режиссера Авдотьи Смирновой, денег ее мужа Анатолия Чубайса хватило на половину бюджета. Недостающие средства выделил Роман Абрамович, который предпочитает особо не афишировать этот факт.
Кадр из фильма «История одного назначения»