Министерство просвещения в канун 1 сентября поведало о своих планах на ближайший и последующие учебные годы
Наши худшие опасения подтвердились: министерство намерено продолжать работу по разрушению традиционного русского/советского образования в строгом соответствии с людоедскими «Форсайт проектами» Образование - 2030 и Образование - 2035, разработанными футурологами и цифрлоббистами из «Сколково», АСИ и Высшей школы экономики.
Ольга Васильева. Фото с сайта lifeinlaw.ru
Среди озвученных планов--усиление контроля за семьей, обучение родителей «ответственному родительству» по методикам глобалистов и их агентов (вплоть до попыток приставить к каждой семье психолога, социального педагога, медиатора и т.п.) и оцифровка образовательного процесса с постепенной заменой учебников планшетами и учителей --тьюторами.
Министр, похоже, напрочь забыла собственные слова о том, что поголовное введение «цифры» в школах без оценки ее влияния на психику и здоровье детей – это «полная дичь». Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и глава Сбербанка Герман Греф могут быть довольны министром – их планы по конвейерной подготовке «людей одной кнопки» замечательно воплощаются в приоритетном нацпроекте «Образование», который со дня на день должны утвердить в кабмине.
30 и 31 августа в Москве друг за другом прошли два схожих мероприятия с близкой повесткой - Общенациональный родительский форум (ОРФ) по проблемам семейного воспитания «Верен традициям, открыт инновациям» и Общероссийское родительское собрание. Организаторами были, соответственно, Московский педагогический госуниверситет и «Национальная родительская ассоциация» (НРА).
Хотя в обоих случаях фигурировало слово «родитель», на самом деле оба мероприятия имели чисто чиновничий характер и, по сути, отражали внутривидовую борьбу за доступ к телу министра Васильевой между группами влияния в Минпросвете. В результате главным гостем МПГУ-шного собрания стала зам Васильевой Татьяна Синюгина, которая курирует в Минпросвете вопросы семьи и детства и социальную политику и, в частности, лоббирует законопроект об ужесточении правил усыновления и введении обязательной психологической экспертизы (разрешения от психолога) для возможности стать родителем. Этот находящийся пока в разработке документ недавно попал под шквал критики и либеральной, и патриотической общественности – после чего Васильева публично отказалась от его поддержки в нынешнем виде.
Тем не менее Синюгина продолжает в том же духе, и на форуме в МПГУ продолжала агитировать за разрушительную для семьи западную концепцию «ответственного родительства» (впервые шабаш адептов воспитания родителей по «современным лекалам» состоялся в Общественной палате еще два года назад.
«Важнейшим для нас сегодня является воспитание ребенка. Система образования должна решать эту проблему вместе с родителями. В подтверждение нашего желания – есть федеральный проект «современные родители» в нацпроекте «Образование». Надо, чтобы все родители знали, на каком этапе необходимо оказать ребенку помощь, как исключить пагубные ситуации. Будем развивать центры, куда родители могут прийти за помощью. И каждый педагог должен уметь не только давать знания детям, но и работать с родителями. Воспитание не должно начинаться со школьной скамьи, этот процесс идет с младенческого возраста на протяжении всей жизни. И необходимо, чтобы родители всегда могли обратиться к специалистам по проблемам своих детей», – заявила Синюгина, фактически повторив методичку депутата ГД Любови Духаниной о необходимости приставить к каждой семье психолога, социального педагога, медиатора и т.д.
Выступавший следом за ней вице-президент Российской академии образования Николай Малофеев поддержал этот почин и отметил, что воспитание надо доверять подготовленным родителям. По его наблюдениям, большинство любящих родителей, оказывается, не умеют общаться со своими детьми, не умеют с ними играть.
«Самое главное – эмоционально разделенное переживание между родителями и детьми. Зачастую родители этим не занимаются. Мы сегодня хотим сделать родителя-профессионала, научить его понимать ребенка», – заявил Малофеев, озвучив таким образом концепции трансгуманиста Дмитрия Пескова и либерал-глобалистов из Высшей школы экономики, отраженные в забуксовавших в российских реалиях форсайт-проектах «Детство-2030» и «Образование-2030», а также в правительственной программе мероприятий Десятилетия детства.
Итак, под предлогом того, что школа и педагогическое сообщество снова должны заняться воспитанием новых поколений, либерал-глобалисты на самом деле хотят воспитывать самих родителей. В форсайтах это прописано как тестирование родительских компетенций, выдача государственных патентов на родительство, а затем – воспитание детей в специальных «госинкубаторах». Из этой серии, в частности, безумная идея охвата «образованием» 100% детей двухмесячного возраста в новопостроенных учреждениях по всей России в рамках Десятилетия детства.
Глотками свежего воздуха на форуме в МПГУ стали выступления игумена Киприана (Ященко) и председателя Гражданского комитета возрождения образования и науки академика РАЕН д.ф-м.н. Георгия Фурсея.
Первый процитировал знаменитого афонского старца Паисия Святогорца - «если разрушится семья, рухнет церковь и рухнет государство» - и прямо заявил, что «огромные силы и средства затрачиваются сегодня нашими противниками на разрушение традиционного русского семейного уклада». Эти антисемейные программы встроены во все современные европейские стратегии. Также о. Киприан предложил провести в России массовый парад многодетных семей (как альтернативу пропагандистским маршам содомитов по всему «просвещенному» миру) и подготовить лекции и настольные пособия по воспитанию для педагогов и родителей с опорой на отечественную классику: Ушинского, Макаренко, Сухомлинского.
Георгий Фурсей, в свою очередь, обозначил все острые проблемы, стоящие перед российской педагогикой сегодня, назвал семью абсолютной высшей ценностью и призвал реформаторов не вмешиваться в нее с лукавыми намерениями:
«Как бы красиво мы ни говорили, состояние нашей науки, образования и воспитания очень тяжелое. Вопрос воспитания, в свое время остро поставленный Ольгой Васильевой – важнейший. Россия является островом спасения, где эти ценности признаются. Семья – освященное таинством рождения содружество людей, его ничем нельзя заменить. А в мире произошло глобальное помешательство, когда родители и ребенок намеренно разделяются. Эти идеи пытались провести и у нас, но к счастью они не прошли. Не надо ничего навязывать родителям, необходимо относиться к семье крайне деликатно. Надо полностью отказаться от административной тенденции давить 004d1c на семью, влиять на нее, учить и унижать, и тогда нас будет ждать успех.
Необходимо воспитывать человека социально ответственного, духовного и творческого. И прежде всего надо учить человека законам нравственности – это фундаментальные законы, соблюдая которые мы поднимаемся выше. И еще одна огромная проблема: наше целеполагание сегодня совершенно не выстроено. Предлагаю воспользоваться системой ценностей писателя Кира Булычева: человек должен найти путь к Творцу, сохранить свой род и жить в согласии со Вселенной. Только так мы избежим глобальной катастрофы», – резюмировал Георгий Николаевич под продолжительные аплодисменты аудитории.
На втором собрании, организованном НРА, выступала министр просвещения Ольга Васильева - поэтому представителей нормальных родительских организаций туда просто не позвали. НРА («Национальная родительская ассоциация»), несмотря на название, является не более чем ширмой, призванной одобрять, как бы от лица родителей, любые чиновничьи инициативы. Созданная пять лет назад замминистра образования Московской области Алексеем Гусевым, это подконтрольное власти образование без разбора лоббирует все ювенальные и цифровые начинания либерал-глобалистов, от секспросвета до ответственного родительства. При этом, в отличие от реально работающих родительских объединений, НРА находится на госфинансировании и уже поэтому не может считаться голосом консервативного большинства россиян.
В своем выступлении на форуме НРА Ольга Васильева обозначила две основные цели Минпросвета в рамках утверждаемого в правительстве нацпроекта «Образование». Это повышение глобальной конкурентоспособности общего российского образования (попадание в ТОП-10 стран мира) и воспитание личности на основе российских культурно-исторических традиций, которая будет определять будущее нашей страны. Звучит, конечно, многообещающе…
«Что значит войти в десятку лучших? В 1986 году наша страна занимала первое место в мире по глобальным оценкам PISA (среди учеников девятых классов) и по функциональному (осмысленному) чтению. Недавно в Москву приезжал Андреас Шляйхер – директор направления ОЭСР по оценкам образования. Он поделился мнением, которое полностью разделяет и европейское экспертное сообщество: количество компьютеров никак не влияет на качество образования. Более того, если ребенок работает с компьютером два раза в неделю, его результаты значительно выше по сравнению с учеником, который сидит за ним постоянно. Это все к теме цифровизации, которая так волнует и пугает наших родителей», – начала Васильева, что называется, «за здравие».
Затем слово взял Алексей Гусев. Дежурно похвалив министра и объявив о полной готовности «родителей» к сотрудничеству с министерством, он перешел к своему главному посланию: 11-12 октября в Москве состоится еще один съезд под эгидой НРА, на котором будет выработана стратегия «родительского просвещения» на ближайшие годы.
«Впервые в государственный документ уровня нацпроекта («Образование») внесен проект «ответственный родитель»», – не скрывал радости Гусев, ведь его структура как раз и лоббирует родительство как профессию, фактически родительство по «патентам» только для специально обученных. Такой всеобуч и описан в проекте «Современный родитель» от ведомства Васильевой, и вскоре его должен подписать премьер Дмитрий Медведев.
Затем один представитель НРА из Кемерово спросил Васильеву про угрозу физическому и психическому здоровью детей при реализации проекта «Цифровая школа».
«В последние годы в школах все более активно используют электронные средства обучения. У моего ребенка часть учебников в электронном виде, во всех классах стоят цифровые комплексы. У ребенка проблемы со зрением – очень много сидит за экраном, плюс психологическая зависимость от гаджетов. Вот во Франции официально запретили пользование мобильными телефонами в школе. Как нам найти золотую середину, чтобы воспитать здорового, умного и владеющего современными технологиями человека?», – был задан на редкость логичный и правильный вопрос.
«Хочу повторить – количество компьютеров никак не связано с качеством образованием. Век господства интернета предполагает, что человек, покинувший школьные стены, может найти те знания, которые ему необходимы. Он это может сделать только с помощью учителя, наставника. Мы прекрасно понимаем, что интернет – вовсе не кладезь всего достойного, что сделано человеческой цивилизацией. И если человек умеет черпать знания из книг, это тоже очень неплохо. Цифровизация необходима как инструмент, но не ради самой цифровизации. Если идет разговор об оболочке без содержания – это совсем другое», – в очередной раз утвердила Васильева, но тут же запела совсем иную песню:
«Представить школу без электронной доски сегодня очень сложно, мы будем заниматься проведением скоростного интернета в школы, у нас охвачено интернетом уже 100% школ в городе и 99,2% в селе. Большое спасибо Москве за конструктор МЭШ, теперь мы на ее базе вводим РЭШ. Там есть интерактивные музеи, театральные спектакли, концерты, онлайн-экскурсии по разным памятникам культуры России, есть возможность смоделировать свой урок и поделиться им с другими учителями. Это обновляемая образовательная электронная платформа, ее нельзя отрицать – мы сталкиваемся (с цифрой) постоянно.
Будем ли мы идти по дороге Франции? Очень многие школы уже ввели ящички для сбора личных телефонов. Зачем они нужны, когда у них уже есть в классах планшеты? Мы будем поощрять и рано или поздно придем к тому же, что и наши коллеги», – ответила министр просвещения.
Такое ощущение, что отвечала Васильева на какой-то другой вопрос, типа «зачем детям в школах личные мобильные телефоны?». А ведь речь шла именно о невозможности использования всех этих технологий без утвержденных СанПинов, без исследований ученых об их влиянии на детское сознание, психику. Между прочим, многие независимые исследователи, в частности, член Королевского общества медицины Великобритании, биолог и доктор философии Арик Сигман, приводят множество конкретных примеров ухудшения работы головного мозга у интернет-зависимых и рекомендуют максимально ограничить использование гаджетов для детей.
Но Васильева словно связана по рукам и ногам: она была назначена на должность министра в августе 2016 года, а буквально через пару месяцев в правительстве прошел утверждение приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (СЦОС), который поручили курировать тогдашнему вице-премьеру Ольге Голодец. Соответственно, сегодня большинство положений СЦОС перекочевали в федеральный проект СЦОС в рамках нацпроекта «Образование». Как видим, подготовительную работу цифролоббисты провели на «отлично».
Помимо полного «одобрямс» МЭШ и РЭШ Васильева в очередной раз поддержала внедрение биометрического контроля при входе в школы, не найдя в этом никакого нарушения федерального законодательства.
«Школа должна заниматься контрольно-пропускным режимом – это ее обязанность. Я не испытываю никаких опасений по поводу биометрии в школах. У нас и сейчас камера фиксирует все входы и выходы в школу, идет видеофиксация во время сдачи ЕГЭ. И этим мы никак не нарушаем добровольность обработки персональных данных. Контроль за соблюдением закона ведется на федеральном уровне. И я считаю (и это согласно букве закона), что попечительский совет школы имеет право участвовать в обеспечении контрольно-пропускного режима», – заявила Васильева.
Хотелось бы напомнить госпоже федеральному министру, что ФЗ «О персональных данных» устанавливает , что согласие на обработку таких данных является делом сугубо добровольным, а при отказе от цифровой формы всегда возможна традиционная альтернатива (соответствующая норма имеется и в ФЗ «О госуслугах»). Впрочем, для цифролоббистов, как известно, закон не писан, что не отменяет нашего права на местах добиваться исполнения закона администрациями школ с помощью заявлений в прокуратуру и в суды.
Что же до собственно образования, то единственное, что действительно можно поставить в заслугу Васильевой за время нахождения ее в должности министра -- попытку создать единое образовательное пространство - пока явно находится на периферии интересов Ольги Юрьевны. Так, в России до сих пор, несмотря на поручение президента от 2012 года, так и не создан единый учебник истории. Однако слова Васильева продолжает говорить правильные -- и это вселяет небольшой оптимизм. «Без ЕОП не может существовать ни одна образовательная система. Сюда должны входить содержание образования (ФГОС), обязательные и примерные школьные программы и предметная концепция. У нас был принят в прошлом году единый историко-культурный стандарт и три линейки учебников, концепция русского языка и литературы, на октябрь намечено принятие еще семи концепций по другим ключевым предметам. У нас единое видение (с регионами), единый взгляд на содержание образования. И по моему глубочайшему убеждению, ребенок даже в удаленном селе должен иметь все знания в рамках ФГОС», – так Васильева ясно дала понять, что все возможное в этом плане уже делается в рамках ФГОС, а в остальном самодеятельность отдельных школ и регионов будет продолжаться.
В конце собрания министр, впрочем, снова обнадежила публику, пройдясь по дегенеративному недообразованию от ВШЭ сотоварищи. «Достаточны ли только узкие знания, которые заканчиваются набором компетенций? Я этого не люблю, если вы спросите меня, мне было бы отрадно, если бы все школы давали школьниками глубокие, базовые, фронтальные знания по всем предметам. По данным ВШЭ, у нас 25% детей сегодня читает текст и не может для себя определить содержание, кратко передать, что он только что прочитал. Если человек не владеет функциональным чтением, он элементарно не может усваивать и использовать информацию», – отметила Васильева.
В самом деле, базовых компетенций от Фрумина и глобалиста-богоборца Кузьминова нам совсем не надо. Но можно ли воспитать человека в рамках традиционных ценностей, превратив образовательный процесс в игру с размытыми критериями, что нам и предлагают Исак Калина и прочие лоббисты МЭШ ? Есть очень большие сомнения, что с таким уровнем понимания происходящего и с таким желанием прогнуться под цифролоббистов госпожа Васильева организует нашему образованию обещанный президентом «большой рывок».
Скорее, такими темпами мы продолжим падать под чутким руководством тех, кто после 1986 года опустил великую русскую школу ниже плинтуса.