Она создала на экране идеальный образ русской женщины – сильной духом, умелой в труде и пылкой в любви, милой, обаятельной и искрометной
Это был образ мечты, ставшей явью. Она – единственная актриса, которой пять раз была присуждена Государственная премия: за фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле сибирской» «Кубанские казаки». Удивительно, но Ладынина была награждена даже… медалью «За освоение целинных земель»! В 1998 году ей вручили «Нику» в номинации «Честь и достоинство», а в 1999-м Марина Ладынина получила специальный приз в номинации «Любовь поколений».
Однако последние годы жизни суперзвезда советского кино провела в безвестности и одиночестве…
10 коров и стипендия МХАТа
Местом рождения Марины Ладыниной считается село Назарово близ города Ачинска Красноярского края. Но на самом деле будущая актриса родилась совсем в другом месте – в селе Скотинино Смоленской губернии. Но это название казалось ей неблагозвучным, и она изменила в документах место рождения на село Назарово, куда вместе с родителями переехала в раннем детстве.
Марина Ладынина в фильме «Богатая невеста» © РИА Новости
У ее отца Алексея Дмитриевича имелось три класса образования, а мать Мария Наумовна была неграмотной. Марина, старшая из четверых детей, без устали убирала, стирала и носила воду с реки на коромысле. Работала и по найму: летом у местной фермерши ежедневно доила по 10 коров! Но у девочки было два увлечения: книги и сцена. Уже со второго класса она участвовала в школьных спектаклях в качестве суфлера. Иногда пьеса захватывала ее настолько, что она произносила реплики героев так, что голос становился слышен в зале. За это нередко ей попадало от руководителя спектакля: «Смотри, Ладынина, выгоню – больно слышно тебя!» С тех пор одноклассники стали дразнить ее артисткой.
В седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере Марина великолепно сыграла первую свою роль – Наташи в «Русалке». Но ее строгой матери профессия актрисы представлялась делом никчемным. Поэтому, окончив девятый класс с педагогическим уклоном, Марина в 15 лет стала сельской учительницей. При этом активно участвовала в художественной самодеятельности: пела на концертах, выступала в любительских спектаклях и буквально жила переживаниями своих героинь. Именно со сцены сельского Народного Дома начался путь Ладыниной в большое искусство – из сибирского села она переехала в Смоленскую губернию, а туда как-то раз приехал в отпуск артист театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Увидев, что у девушки явные задатки актрисы, он оставил ей адрес ГИТИСа. И судьба улыбнулась юной мечтательнице: в 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Девушка, воспользовавшись представившейся возможностью, поехала и… поступила в ГИТИС! На экзаменационном листе комиссия даже сделала пометку: «Особо одаренная». Началась напряженная учеба под руководством опытных педагогов и ведущих режиссеров московских театров. На 2-м курсе Ладынина попала на стажировку во МХАТ, где ее сразу заметили и выделили стипендию в 75 рублей. Это гарантировало, что по окончании учебы хрупкая девушка из сибирской деревушки станет штатной актрисой этого театра.
Судьбоносная встреча
Дебют Ладыниной в кино состоялся в 1931 году – она сыграла эпизодическую роль слепой цветочницы в кинокартине «Просперити». Уже играя на МХАТовской сцене, приняла приглашение на роль деревенской девушки в картине «Вражьи тропы». Именно на съемках этого фильма она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым.
К тому времени Ладынина уже успела побывать замужем за актером Иваном Любезновым. Был женат и Пырьев. Но ради Марины он решился на развод с актрисой Адой Войцик. Ада очень тяжело переживала уход мужа, пыталась покончить с собой и заявила Марине, мол, придет время, когда Пырьев бросит и ее.
Замуж за Пырьева Ладынина вышла в 1936 году. Как раз в это время он приступал к съемкам комедии «Богатая невеста». В главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только свою музу и супругу.
В самый разгар съемок, проходивших на Украине, произошел скандал. Руководители «Украинфильма» заявили, что в картине «москали издеваются над украинским языком». Пырьев спешно завершил съемки и вернулся в Москву. А молодого талантливого киевского писателя Аркадия Добровольского, работавшего над сценарием, арестовали и сослали в лагеря. Марина Алексеевна, не 002af1 смотря на то, что была на виду, не оставила Добровольского в беде. Она тайно отправляла в лагерь посылки, чем помогла узнику выжить. Он писал ей: «Кроме того, что Ваше имя светит через толщу шахт, считайте, что своими письмами Вы ставите перед иконой свечку за то, чтобы Вас миновала эта кара». Через 25 лет он пришел к Марине Алексеевне и встал у порога на колени…
Аристократка духа
Весной 1938 года, когда сменилось руководство кинокомитета, фильм показали Сталину. Иосиф Виссарионович пришел в восторг от комедии и тут же отдал приказ выпустить ее на экраны, а Ладынина с Пырьевым были награждены Орденами Ленина и тут же приступили к съемкам «Трактористов». Несмотря на то, что надо было ездить по степи на мотоцикле и водить по пахоте сложный гусеничный трактор, актриса делала все это так виртуозно, будто сама была трактористкой или неоднократно участвовала в мотогонках.
Марина Ладынина в фильме «Секретарь райкома» © РИА Новости
Как-то раз во время съемок у Ладыниной никак не получалась одна сцена. Атмосфера накалялась, и в какой-то момент присутствующим показалось, что Пырьев вот-вот запустит в жену яблоком, которое держал в руках. В этот момент Ладынина молча вышла из павильона… Вся съемочная группа застыла в ужасе, несколько минут прошло в оцепенении. Наконец режиссер спокойно сказал своему ассистенту: «Пожалуйста, пойдите и попросите Марину Алексеевну вернуться в павильон. Скажите, что я ее приглашаю. Она аристократка духа, и самое страшное для меня – потерять ее уважение».
Успех картины превзошел все ожидания, а Марина Ладынина и Иван Пырьев получили Сталинские премии.
Королева глянца
Насколько высока была популярность Ладыниной, сегодня представить трудно. Поэтому приведем один факт – в начале улицы Горького, а ныне Тверской, висели два огромных портрета. На одном, конечно же, Иосиф Виссарионович, а на другом… Марина Ладынина! Народная любовь была безбрежной: если за Любовью Орловой страна повторяла «Широка страна моя родная», то за Ладыниной – «Каким ты был, таким остался» и «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве». Актрису боготворили, ей подражали, засыпали тысячами писем. Прекрасно вписываясь в глянцевую (или гламурную, как сказали бы сегодня) идиллию лент Пырьева, Ладынина играла с азартом, но не сливалась со своими героинями до конца; зритель всегда помнил, что он видит Марину Ладынину, а не просто Глашу или Марьяну – за лихими ухватками всегда сквозила ее мягкая женственность. Поэтому героини Ладыниной заметно отличались от шаблонных «боевых девчонок», которых на советском экране 30-х и 40-х годов имелось великое множество.
Вершиной ее славы стала роль Глаши в фильме «Свинарка и пастух». Во время войны фильм буквально выхватывали друг у друга части, стоявшие на передовой: пусть завтра бой, но сегодня – сеанс в окопах! Потом вышли «Секретарь райкома», «Антоша Рыбкин», «В 6 часов вечера после войны» и другие замечательные картины. В 1946 году актриса в составе советской делегации выехала за рубеж на Каннский фестиваль, и Франция ее ошеломила.
После выхода на экран фильма «Кубанские казаки», где актриса сыграла роль председателя колхоза, женщины решительной и деловитой, она получила огромное количество благодарных писем от поклонников. Но послание ученика 6-го класса из города Баку ее просто изумило. Мальчик написал: «Я хочу в Ваш колхоз. Нас дома трое: я, бабушка и мать. Мать будет работать счетоводом, бабушка в поле кем-нибудь, я буду учиться на тракториста». Однако, воплощая на экранах идеализированные образы рабочих и колхозниц, Ладынина понимала всю их фальшь и не питала никаких иллюзий насчет «светлого будущего»…
Без вины виноватая
Учитывая взрывной характер Пырьева, семейные отношения двух звезд никогда не были безоблачными, однако они прожили вместе почти 18 лет, у них родился сын Андрей. Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа (лишь в 1942 году ей довелось сыграть в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин»).
В 1953 году Марина Алексеевна вновь снялась в картине Пырьева «Испытание верности». Она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим: в эти годы у ее супруга закрутился роман с молодой актрисой Людмилой Марченко. Когда Марина попыталась объясниться с ним, режиссер сказал, что подает на развод, заявив при этом: ее больше никто не будет снимать. И действительно, после 1954 года она не сыграла ни в одном фильме: Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. Потом ее приняли в Театр-студию киноактера, некоторое время она играла там, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми Ладынина ездила по городам, читая стихи Блока, Ахматовой, Ходасевича, Цветаевой. Наступило полное забвение. Последние пятьдесят (!) лет своей жизни звезда провела в одиночестве, ее преследовали болезни и безденежье… Однажды в ресторане к ее столику подошел незнакомый мужчина и сказал: «Вы перед всеми нами, зрителями, виноваты. Почему так долго не снимаетесь?» Ладынина ответила: «Я без вины виноватая!»
Марина Ладынина в фильме «В шесть часов вечера после войны» © РИА Новости
В 1998 году, в год 90-летия, о ней вдруг вспомнили, газеты запестрели заголовками «Самая знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда». Но после празднования юбилея о ней снова забыли и вспомнили только после смерти от сердечного приступа, которая наступила 10 марта 2003 года.
Всегда помнили Марину Ладынину только зрители, для которых она навеки осталась молодой, красивой и лучезарной женщиной-мечтой…