Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов 27 августа провел совещание относительно формирования оборонного бюджета на 2019 год. Он сообщил, что по прогнозам Кабинета министров, ВВП в 2019 году составит 3,9 триллиона гривен. А если учесть, что финансирование сектора национальной безопасности и обороны должно быть не менее 5% от ВВП, то в будущем году оно составит около 200 миллиардов гривен.
Эти деньги, по словам Турчинова, пойдут на разработку и закупку современного высокоточного ракетного вооружения (в том числе крылатых ракет), артиллерийского вооружения, бронетанковой техники, боеприпасов и продуктов специальной химии, усиление системы ПВО и возможностей военной авиации Воздушных сил; реализацию государственной политики в сфере кибербезопасности, развитие средств связи и защиты информации, а также обустройство полигонов для испытаний ракет и боеприпасов.
Отметим, что в 2018 году на нужды национальной безопасности и обороны было выделено 165 миллиардов гривен. И если прогноз Александра Турчинова оправдается, то финансирование этой сферы увеличится приблизительно на 35 миллиардов.
Не следует, впрочем, думать, что все эти деньги пойдут на армию, ведь сфера национальной безопасности и обороны – это не только Вооруженные силы. Это все силовые структуры, включая СБУ, МВД, Национальную гвардию и т. д. Если верить официальным заявлениям, то Министерству обороны в будущем году может достаться даже немного меньше денег, чем в текущем.
Напомним, в 2018 году на нужды армии было выделено 83,3 миллиарда гривен. В то же время, как сообщил в интервью журналистам начальник Генштаба Виктор Муженко, в будущем году для ВСУ необходимо 112 миллиардов гривен. «Это минимальная потребность для армии. А нам пока обосновывают показатели в 82 миллиарда гривен. Этого явно недостаточно, чтобы удерживать ВСУ в боеспособном состоянии – я уж не говорю о наращивании боеготовности», – считает он.
На какое же финансирование в реальности может рассчитывать армия в следующем году? В этой связи стоит обратить внимание на три интересные тенденции.
Первая. Начиная с 2014 года и оборонный бюджет в целом, и бюджет ВСУ в частности постоянно увеличивался.
Вторая. Министерство обороны всегда получало значительно меньше средств, чем просило. Например, в 2016 году желательной потребностью на 2017 год назывались суммы от 85 до 108 миллиардов гривен. В итоге Минобороны было профинансировано на 68,8 миллиарда гривен.
И наконец, по крайней мере в последние три года бюджет Минобороны всегда составлял около половины от общего количества средств, выделенных на сферу нацбезопасности. Так, в 2016 году ВСУ получили 59,4 миллиарда гривен, а весь оборонный бюджет составлял 113 миллиардов.
В 2017 году, как уже говорилось выше, армию профинансировали почти на 69 миллиардов, тогда как на нужды всех силовых структур суммарно было выделено около 130 миллиардов. Приблизительно такое же соотношение, как видим, сохранилось и в 2018 году.
Основываясь на опыте предыдущих лет, можно предполагать, что, может, не 112, но приблизительно 100 миллиардов гривен армия, скорее всего, получит. Много это или мало? И главное, можно ли будет рассчитывать на активное переоснащение ВСУ теми образцами оружия, о которых говорил Александр Турчинов?
К сожалению, есть большой риск, что львиная доля даже рекордного стомиллиардного бюджета пойдет на выплату денежного содержания военнослужащим, которое необходимо повысить уже в 2018 году. Об этом идет речь в письме министра обороны Степана Полторака премьер министру Владимиру Гройсману, которое было обнародовано в конце июля.
Эти же мысли разделяет и начальник Генштаба. По словам Виктора Муженко, базовым денежным обеспечением для военнослужащего должны быть 15 тысяч гривен, хотя сейчас эта сумма составляет всего 7 тысяч. То есть речь идет о практически двукратном увеличении денежного содержания почти для всех категорий военнослужащих – от солдат до офицеров.
Необходимость повышения жалования военнослужащим не подлежит обсуждению. Но есть и обратная сторона медали – при таких раскладах и в 2019 году начать быстрое переоснащение Вооруженных сил новейшими образцами техники будет затруднительно.