Мнение известного политолога Павла Святенкова
Павел Святенков
- Базовая проблема заключается в том, какие будут реформы? Путину предлагают либеральные реформы: сокращение расходов, повышение пенсионного возраста и тому подобное. Такие меры не принесут никакого толка и уже набили оскомину. Всё в конечном итоге строится вокруг нефти и газа, а на этом рынке появляется все больше игроков. К тому же Россию скорее всего начнут вытеснять с европейского нефтегазового рынка.
Но есть и другой вариант, условно называемый «русским трампизмом».
Трамп сейчас занимается реиндустриализацией Америки, делая так, чтобы снова заработала промышленность, появились новые рабочие места, поднималась бы наука, а вооруженные силы становились бы мощнее. Эта программа казалась завиральной, однако сейчас выглядит вполне выполнимой.
«Экономика мигрантов» существовала три десятилетия и основывалась на труде мигрантов из стран Третьего мира. Но очевидно, что ей на смену идет эпоха роботов, автоматических такси, магазинов без продавцов и тому подобных вещей.
Я напомню, что в 70-х и 90-х Запад совершил две технологические революции, обе наша страна пропустила, причем в 90-х мы и вовсе в ней не участвовали из за распада СССР.
Либо Россия встраивается в современную тенденцию, либо пропускает новую технологическую волну. В последнем случае через шесть лет мы окажемся в ситуации позднего брежневского СССР, когда советские люди смотрели на прилавки западных магазинов, казавшихся чудом: в них есть все и нет очередей! Это сыграло против Советского Союза.
И вот теперь представьте, что через шесть лет на Западе люди имеют гарантированный социальный доход, работают автоматические магазины, экономика качественно изменилась и так далее. А в то же время в России люди будут работать до 65-70 лет, население окажется едва ли не лишено медицинской помощи (уже идут разговоры о секвестировании здравоохранения), в школах начнут преподавать самую примитивную математику и тому подобное. То есть такие предлагаемые реформы оказываются противоположны по вектору западным тенденциям.
Если Путин выберет такой путь, то Россия окажется неконкурентоспособной. Если же он сделает ставку на «русский трампизм» или нечто похожее, то некоторые шансы появятся. Сейчас Путин пытается эту линию нащупать: он говорит о новейшем оружии для армии, но только армией ограничиваться нельзя.
По составу нового правительства можно будет судить, какой вариант возобладает. Если Путин выберет условно либеральный вариант, связанный с программой Кудрина, то, скорее всего, мы получим стратегический проигрыш Западу, который уйдет далеко вперед, совершив качественный прорыв.
Трамп уже успешно воплощает эту модель. У нас похожие идеи высказывались, например Глазьевым, но это только советы, а Трамп уже начал делать.
Беседовал Дионис Каптарь